В условиях глобализации информационных процессов изменениям подвергаются все явления социокультурной среды. Период глубокой трансформации переживает и книга, что связано с появлением и распространением электронных носителей информации, которые вызвали к жизни такую форму социальной коммуникации, как электронная книга, перспективы развития которой просматриваются все более четко. Без преувеличения можно сказать, что именно эти процессы определяют сегодня направление и характер книжной коммуникации, которая в условиях современной действительности напрямую зависит от электронных средств представления и переработки информации. Электронные издательские технологии позволяют вести диалог с миром, и книга в этом процессе является ключевым объектом. Мы можем говорить о принципиально новом качестве книжной коммуникации, соответствующим потребностям современной читательской аудитории.
Не менее важное значение имеют средства массовой коммуникации, ядром которых является периодика. Массовая коммуникация как социально-психологический феномен предполагает постоянную динамику, и в современных условиях возможности массовой коммуникации могут быть реализованы с максимальным эффектом на основе соответствующих технологий.
Отличительной чертой массовой коммуникации является ее не однонапpавленный, а многовекторный хаpактеp, обеспечивающий передачу инфоpмации от одного активного источника неограниченному множеству получателей. Они, в свою очередь, становятся активны в момент получения информации, и не только воспринимают её, но ответно реагируют и даже распространяют дальше. Сетевой принцип распространения информации интернет-пользователями частично подменяет функцию, свойственную издателю, изучающему книжный и газетно-журнальный рынок. Пользователи становятся активными коммуникаторами, влияющими на эффективность процессов обмена информацией. Обеспечение процесса информационного взаимодействия между субъектами деятельности является составляющей профессии издателя.
Целью изучения дисциплины «Книга и периодика в мировом медиапространстве» является формирование общего представления о действующей в медиапространстве системе и структуре медиаинститутов, формах и способах позиционирования книги и периодики в исторических и современных условиях развития интерактивной среды; изучение проблемы адаптации книги в новом электронно-коммуникативном пространстве, понимание сущности трансформации информационных рынков книжных и периодических изданий.
Дисциплина «Книга и периодика в мировом медиапространстве» изучается в 1 семестре 1 года обучения в магистратуре. Занятия проводятся в виде лекций и практических. Контроль знаний осуществляется в форме промежуточной аттестации, которая проводится автоматически в форме тестирования. В процессе обучения используются следующие оценочные формы самостоятельной работы студентов, оценочные средства текущего контроля успеваемости:
– подготовка ответов на контрольные вопросы по теме лекции;
– подготовка доклада/реферата видео-презентации по заданной теме;
–тестирование;
– подготовка к экзамену.
Оценочные средства текущего контроля успеваемости включают контрольные вопросы и задания для контроля освоения обучающимися разделов дисциплины, тестирование.
Итоговая аттестация обучающихся в форме экзамена проводится по результатам выполнения всех видов учебной работы, предусмотренных учебным планом по данной дисциплине (модулю), при этом учитываются результаты текущего контроля успеваемости в течение семестра. По итогам промежуточной аттестации по дисциплине (модулю) выставляется оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» или «неудовлетворительно».
В результате изучения дисциплины обучающийся получает знание отечественных и зарубежных тенденций развития информационной культуры медиаинститутов, факторов влияния на их деятельность, умение анализировать на основе статистических, эвристических, книговедческих методов возможности интерактивной среды в действующих моделях, ознакомление с инновационными издательскими проектами, овладевает методами анализа данных о развитии книги и периодики в рамках информационной политики издательской организации.
Начало изучения дисциплины связано с понятиями информации и ее значении в коммуникативных процессах традиционного и инновационного типа. Далее изучаются следующие вопросы: формирование информационного общества на основе современных технологий; роль книги в информационно-коммуникативной системе; электронная коммуникация и книга, динамика ее развития. Вторая тема раскрывает эволюцию книжной коммуникации и развития книжных изданий в процессе эволюции. Рассматривается новый формат презентации книжных и периодических изданий на выставке, книжных конкурсах, благотворительных акциях. Книжные премии, рейтинги, гранты.
Следующие темы связаны с изучением понятия медиапространства и структуры зарубежных и отечественных медиаинститутов. Издательское дело как часть медиапространства. Структура и динамика медиапотребления в России и за рубежом. Деятельность Ассоциаций и профессиональных объединений. Международное сотрудничество. Роль книги в их деятельности и научная полемика представителей школы книговедения, документологии и информатики. Книга в сетке радио– и телевещания конвергенции СМИ. Сетевые издания. Ресурсы продвижения медиапродукта.
В продолжение предыдущей темы обучающийся знакомится со структурой сайтов книжных и газетно-журнальных издательств, с флагманскими издательскими проектами, изданиями на электронных платформах. Выделены уникальные издательские проекты: книги для подарка, книжные памятники, аудиокниги.
Важной темой для понимания роли периодики на информационном рынке является деятельность глобальных информационных агентств: AFP, AP, Reuter. Деятельность национальных информационных агентств в мире и в России: структура, задачи, функции. Пакет информационных услуг агентств через интернет.
В завершение изучения дисциплины подводятся основные итоги развития книги и периодики на современном этапе, определяется место электронной книги в системе информационной коммуникации, обозначаются нерешенные проблемы в данной области.Отдельным аспектом завершения изучения дисциплины является рассмотрение полемических вопросов, касающихся наиболее острых проблем отрасли. Каждая лекция содержит опорные вопросы, позволяющие структурировать знания.
Лекции сопровождаются презентационными материалами и списком рекомендованной литературы, куда входят учебные издания и научные публикации, а также перечнем отраслевых периодических изданий и наиболее востребованных сайтов, необходимых для получения оперативной и аналитической информации.
Практические занятия нацелены на закрепление материала лекций. Они проводятся в форме докладов/сообщений с видео-презентацией. Подготовка к практическим занятиям на основе проработки материалов, рекомендованных в каждой теме. Также необходимо провести библиографический поиск дополнительной литературы на сайтах отраслевых и ведомственных структур. Поиск и изучение дополнительного материала потребуется для выполнения индивидуального задания каждым обучающимся в течение семестра. Проработка материала лекции необходима для устного экспресс-опроса и для закрепления знаний контрольного материала (тестов). Выступление рассчитано на 15 минут с учетом показа слайдов. Дальнейшее обсуждение и комментарии как со стороны преподавателя, так и обучающихся рассчитано на 10 минут. В случае необходимости внести корректировку в выступление обучающегося или исправить допущенные ошибки преподавателю предоставляется возможность сделать это по ходу выступления. Это более эффективно для запоминания слушателями, чем после завершения выступления.
Практические занятия желательно проводить по мере освоения материала лекций. С дидактической позиции комплексный подход способствует лучшему запоминанию и более объективному восприятию материала.
Знания формируются поэтапно в ходе освоения обучающимися дисциплины, в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса.
В результате освоения дисциплины формируется представление об отечественной и зарубежной медиасистеме, тенденциях развития мировой информационной культуры, о моделях медиаинститутов, в которых представлена книга, о принципах конвергентности в реализации форм существования информационных продуктов. Обучающийся вооружается пониманием интеграции традиционных изданий и современных электронных технологий и способен оценить современное состояние и перспективы развития информационной политики издательств.