Контакты:
-
Сухорукова Елизавета МихайловнаПреподаватель
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«МОСКОВСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
УТВЕРЖДЕНО
Директор института
издательского дела и журналистики
____________________А.А. Столяров
«____» _____________________ 2020 г.
ПРОГРАММА ПРАКТИКИ
по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
Направление подготовки
42.03.03 «Издательское дело»
Профиль подготовки
Книгоиздательское дело, Книгораспространение, Антикварное книжное дело, Газетно-журнальное издательское дело, Издание учебной литературы
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Способы проведения практики
Выездная / Стационарная
Форма обучения
Очная, очно-заочная
Москва 2020
1. Цели практики по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
Целями практики по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности обучающихся по направлению «Издательское дело» являются закрепление и углубление теоретической подготовки, полученной за предыдущий период обучения, а также приобретение практических профессиональных навыков и компетенций в процессе самостоятельной работы на предприятиях книжного дела. Проведение практики способствует повышению эффективности образовательного процесса по направлению «Издательское дело», усилению практической направленности подготовки бакалавров, ознакомлению с новейшими тенденциями в издательском, библиографическом и книготорговом деле.
Программа разработана в соответствии с:
- федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки 42.03.03 «Издательское дело» (уровень бакалавриата), утвержденным приказом Минобрнауки России от 20.10.2015 г. № 1168;
- образовательной программой высшего образования по направлению подготовки 42.03.03 «Издательское дело»;
- учебным планом по направлению подготовки 42.03.03 «Издательское дело» для 2018 года начала подготовки.
2. Задачи практики по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
Задачами практики по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности обучающихся по направлению «Издательское дело» являются изучение организации работы в организациях и предприятиях книжного дела (структура, штатное расписание, основные направления деятельности…); знакомство со всеми этапами движения книги в организациях и предприятиях книжного дела; самостоятельное выполнение различных производственных заданий, а также заданий руководителя практики (например, ознакомление с профессиональной периодической печатью, сбор материалов по определенной теме или проблеме и т.д.). Обучающийся должен ознакомиться с основными направлениями деятельности издательских, книготорговых, библиографических организаций; основными этапами и методами редакционно-издательской подготовки изданий, формами и способами их распространения, особенностями библиографической обработки; получить первичные профессиональные навыки подготовки издания и его дальнейшего продвижения; ознакомиться с основными нормативно-инструктивными документами и справочниками, профессиональной периодикой.
3. Место практики по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности в структуре ОП бакалавриата
Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности входит в Блок 2 «Практики, в том числе научно-исследовательская работа (НИР)» структуры программы бакалавриата.
Прохождение практики базируется на следующих дисциплинах: «История», «Современный русский язык», «История зарубежной литературы», «История отечественной литературы», «История издательского дела», «Печатные и электронные средства информации», «Основы редактирования»,
Для успешного прохождения учебной практики, обучающиеся должны владеть следующими знаниями и компетенциями: «История» - понимание движущих сил и закономерностей исторического процесса и этапов исторического развития России; «Современный русский язык» - использование норм современного литературного русского языка как необходимое условие демонстрации первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности; «История отечественной литературы» – способность ориентироваться в области истории отечественной литературы и в современном литературном процессе; «История зарубежной литературы» – способность ориентироваться в области истории зарубежной литературы и в современном литературном процессе; «История издательского дела» - понимание движущих сил и закономерностей развития книжного дела; «Печатные и электронные средства информации» - понимание специфики, инновационных особенностей, возможности использования как печатных, так и электронных средств информации; «Основы редактирования» - знание истории отечественного редактирования и умение применять положения ГОСТов СИБИД в редакционно-издательской практике.
Результаты прохождения практики должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих за ней дисциплин, практик: «Современная издательская система» (профили подготовки «Книгоиздательское дело», «Книгораспространение», «Антикварное книжное дело», «Газетно-журнальное издательское дело», «Издание учебной литературы»), «Книговедение» (профиль подготовки «Книгоиздательское дело»), «Общее книговедение» (профили подготовки «Книгораспространение», «Антикварное книжное дело»), «Технология редакционно-издательского процесса» (профиль подготовки «Книгоиздательское дело», «Издание учебной литературы»), «Ассортиментоведение книжных изданий» (профиль подготовки «Книгораспространение»).
4. Тип, вид, способ и формы проведения практики по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
Типы практики: практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности.
Способы проведения практики: стационарная / выездная.
5. Место и время проведения практики по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
Место проведения учебной практики – предприятия и организации книжного дела, Московский политехнический университет.
Время проведения практики – 2 курс, 1-й семестр.
6. Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения практики по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
В результате прохождения данной учебной практики обучающийся должен приобрести следующие практические навыки, умения, универсальные и профессиональные компетенции:
Код компетенции |
Результаты освоения ОП Содержание компетенции |
Перечень планируемых результатов обучения при прохождении практики |
УК-1 |
Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач |
Знать: - основные тенденции развития современного книжного дела Уметь: - использовать знания, полученные за время обучения, для профессионального роста и самообразования; - использовать потенциал информации из различных источников и полученных навыков ее поиска, анализа и обработки; - ставить конкретную цель и выбирать соответствующие оптимальные методы ее достижения Владеть: - навыками и приемами непрерывного самообразования и повышения профессиональной квалификации
|
ПК-1
|
Способен осуществлять редакторскую деятельность в соответствии с языковыми нормами, стандартами, форматами, стилями, технологическими требованиями разных медиа
|
Знать: - основные информационные источники по теории, методике и практике книжного дела Уметь: - выделять основные цели и задачи при поиске, отборе и анализе информации по конкретной теме или проблеме - применять с учетом специфики книжного дела методы и формы историко-книговедческого познания и анализа книги Владеть: - основами информационного поиска, анализа и обобщения полученных данных для формулировки выводов и результатов
|
ПК-2 |
Способен участвовать в производственном процессе выпуска медиапродукта с применением современных редакционных технологий |
Знать: - основные правила техники безопасности, основные должностные обязанности и правила поведения на рабочем месте Уметь: - выполнять полученные задания в соответствии с правила и требованиями предприятия или организации книжного дела Владеть: - базовыми навыками анализа конкретных изданий с точки зрения их содержания и внешней формы
|
7. Структура и содержание практики по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
Общая трудоемкость учебной практики составляет 3 зачетные единицы, 108 часов.
№ п/п |
Разделы (этапы) практики |
Виды работы, на практике включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в зачетных единицах и часах) |
Формы текущего контроля |
|||
1 |
Подготовительный этап (12 ч. / 0,33 зач. ед.) |
Вводная лекция руководителя учебной практики со стороны Университета ( 2 ч.)
|
Сбор и изучение материалов, посвященных истории конкретной организации или предприятия книжного дела; истории отечественного или зарубежного профессионального периодического или продолжающегося издания; истории проведения книжной ярмарки, выставки, конференции, совещания, семинара по книжному делу (4 ч.) |
Сбор и изучение материалов о современном состоянии конкретной организации или предприятия книжного дела, отечественного или зарубежного профессионального периодического или продолжающегося издания, отечественной или зарубежной книжной ярмарки, выставки, конференции, совещания, семинара по книжному делу (4 ч.) |
Подготовка предварительного отчета по подготовительному этапу (2 ч.) |
Самоотчет практиканта в виде подготовленной общей характеристики истории и современного состояния конкретной организации или предприятия книжного дела, периодического или продолжающегося издания, отечественной или зарубежной книжной ярмарки, выставки, конференции, совещания, семинара по книжному делу
|
2 |
Ознакомительная лекция и инструктаж на месте проведения практики. Знакомство с правилами, нормами, основными направлениями деятельности конкретной организации или предприятия книжного дела (12 ч. / 0,33 зач. ед.) |
Прослушивание вводной лекции руководителя учебной практики со стороны конкретной организации или учреждения книжного дела (2 ч.) |
Изучение организации работы на предприятиях книжного дела (издательских, книготорговых, библиографических) - уставные функции, структура, штатное расписание, основные направления и планы деятельности. Изучение особенностей работы в редакции профессионального издания, особенностей проведения ярмарок, выставок, конференций, семинаров… по книжному делу (6 ч.) |
Подготовка предварительного отчета по второму этапу (4 ч.) |
|
Самоотчет практиканта в виде подготовленной общей характеристики особенностей деятельности конкретной организации или предприятия (конкретного отдела) книжного дела, профессионального периодического или продолжающегося издания… Промежуточный отчет руководителю практики от Университета в виде ответов на контрольные вопросы для оценки степени усвоения полученной информации |
3 |
Выполнение учебно-производственных заданий, в том числе для приобретения и развития научно-исследовательских навыков (72 ч. / 2 зач. ед.) |
Знакомство с основными этапами движения книги на предприятиях книжного дела – основными этапами редакционно-издательской подготовки изданий, формами и способами их распространения, библиографической обработки. Изучение публикаций специальной периодической и продолжающейся печати, материалов выставок, ярмарок, семинаров, совещаний, конференций по книжному делу (6 ч.) |
Выполнение различных производственных заданий – ведение корректуры, анализ издательско-библиографического оформления по стандартам СИБИД, проверка фактического материала и внетекстовых элементов, сбор материалов в интернете и профессиональной прессе по заданию руководителя практики от предприятия, знакомство с основными методами и видами библиографической и книготорговой деятельности, изучение издательского репертуара и/или книготоргового ассортимента, участие в выездных мероприятиях (презентации, ярмарки…), изучение отечественной и зарубежной законодательной и нормативной информации по книжному делу… (31 ч.) |
Выполнение учебных заданий - анализ и подробная характеристика отечественного или зарубежного периодического или продолжающегося издания по книжному делу за определенный период, материалов отечественной или зарубежной книжной ярмарки, выставки, конференции, совещания, семинара по книжному делу (31 ч.)
|
Обработка и систематизация полученного материала. Закрепление полученных первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности. (4 ч.)
|
Проверка выполнения заданий руководителем практики от организации или учреждения книжного дела с исправлением допущенных ошибок и их разъяснением. Самоотчет практиканта по выполнению учебного задания, полученного от руководителя практики от Университета
|
4 |
Оформление необходимых для защиты документов и защита практики (12 ч. / 0,33 зач. ед.) |
Подготовка текста отчета по практике (8 ч.) |
Подготовка остальных необходимых для защиты документов (2 ч.) |
Подготовка к защите практики (2 ч.) |
|
Защита практики |
8. Образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые при проведении практики
При проведении практики по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности, используются следующие образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии – чтение лекций, промежуточный контроль в виде оценивания по 5-балльной системе ответов обучающихся на конкретные вопросы по теме практики (устный опрос, собеседование), защита практики с оцениванием ее результатов по 5-балльной системе и объяснением недочетов; использование обучающимися методов поиска, анализа, обобщения информации по книжному делу, изложение полученного материала в структурированном виде с наличием выводов и предложений по улучшению деятельности; предоставление предприятием или организацией книжного дела возможностей обучающимся овладеть основами профессиональной деятельности в области редакционно-издательского, книготоргового, библиографического дела.
9. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов на практике
Наименование разделов (этапов) прохождения практики |
Методические указания по выполнению самостоятельной работы |
|
Ознакомление с сайтами Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, издательско-книготорговых, библиографических организаций, специальной литературой, профессиональной периодикой |
2. Ознакомительная лекция и инструктаж на месте проведения практики. Знакомство с правилами, нормами, основными направлениями деятельности конкретной организации или предприятия книжного дела
|
Ознакомление с сайтами издательско-книготорговых, библиографических организаций, специальной литературой, профессиональной периодикой. Подготовка к промежуточному отчету руководителю практики от Университета (проработка ответов на предполагаемые контрольные вопросы об истории и современном состоянии предприятия или организации книжного дела, периодического или продолжающегося издания, выставки, ярмарки, конференции по книжному делу) |
3. Выполнение учебно-производственных заданий, в том числе для приобретения и развития научно-исследовательских навыков |
Проработка лекций, учебной литературы, специализированных сайтов и публикаций в профессиональной печати, стандартов СИБИД, собственно материалов отечественной и зарубежной профессиональной периодической и продолжающейся печати, материалов совещаний, семинаров и конференций по книжному делу, использование знаний и умений, полученных в ходе практики на предприятиях книжного дела, выработка навыков обработки, обобщения и систематизации полученного материала |
4. Оформление необходимых для защиты документов и защита практики
|
Подготовка отчета по практике в структурированном виде с наличием выводов и предложений по совершенствованию деятельности предприятия или организации книжного дела, профессионального периодического или продолжающегося издания, проведения семинара, конференции, выставки по книжному делу Подготовка к защите. |
10. Формы промежуточной аттестации (по итогам практики) – дифференцированный зачет
Обучающиеся получают задание и составляют план работы на весь период практики. В плане должны быть учтены: закрепление теоретических знаний, полученных за время обучения; получение первичных профессиональных умений и навыков, первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности; подготовка отчета о практике.
По итогам практики обучающийся представляет:
– отчет, содержащий описание проделанной работы, полученных новых знаний, умений и навыков, анализ возникших во время работы затруднений, предложения и рекомендации по совершенствованию сегмента книжного дела, на базе которого проходила практика и т.д.;
- дневник практики с указанием характера проделанной работы, заверенный руководителем практики от предприятия или организации книжного дела;
- отзыв от организации или предприятия книжного дела, в котором руководитель организации (или другое ответственное лицо) оценивает работу обучающегося, его теоретическую подготовку, профессиональные качества, дисциплинированность, работоспособность, заинтересованность в получении знаний и навыков, а также высказывает замечания и пожелания. Отзыв должен быть на фирменном бланке за подписью ответственного работника предприятия или организации книжного дела.
По итогам прохождения практики обучающийся представляет структурированный отчет, который защищается во время дифференцированного зачета по 5-балльной системе.
Шкала оценивания |
Описание |
Отлично |
Выполнены все виды учебной работы, предусмотренные учебным планом. Студент демонстрирует соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей, оперирует приобретенными знаниями, умениями, навыками, применяет их в ситуациях повышенной сложности. При этом могут быть допущены незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях, переносе знаний и умений на новые, нестандартные ситуации. |
Хорошо |
Выполнены все виды учебной работы, предусмотренные учебным планом. Студент демонстрирует неполное соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей, либо если при этом были допущены 2-3 несущественные ошибки. |
Удовлетворительно |
Выполнены все виды учебной работы, предусмотренные учебным планом. Студент демонстрирует соответствие знаний, в котором освещена основная, наиболее важная часть материала, но при этом допущена одна значительная ошибка или неточность. |
Неудовлетворительно |
Не выполнен один или более видов учебной работы, предусмотренных учебным планом. Студент демонстрирует неполное соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей, допускаются значительные ошибки, проявляется отсутствие знаний, умений, навыков по ряду показателей, студент испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями и умениями при их переносе на новые ситуации. |
11. Учебно-методическое и информационное обеспечение практики:
11.1. Основная литература
1. Книжный рынок России. Состояние, тенденции и перспективы развития. 2018 : отраслевой доклад Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям [Электронный ресурс]. – URL: http://www.fapmc.ru/rospechat/activities/reports/2018/bookmarket.html
2. Российская периодическая печать. Состояние, тенденции и перспективы развития. 2016 : доклад Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям [Электронный ресурс]. – URL:
http://www.fapmc.ru/rospechat/activities/reports/2016/pechat.html
11.2. Дополнительная литература
1. Российская полиграфия. Состояние, тенденции и перспективы развития. 2016 : доклад Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям [Электронный ресурс]. – URL: http://www.fapmc.ru/rospechat/activities/reports/2016/poligrafiya.html
2. Интернет в России 2016. Состояние, тенденции перспективы : доклад Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям [Электронный ресурс]. – URL: http://www.fapmc.ru/rospechat/activities/reports/2016/inet.html
11.3. Программное обеспечение и интернет-ресурсы:
Используется Microsoft Office Стандартный 2007 (word, excel, powerpoint).
1. Официальный сайт ТК 191 «Научно-техническая информация, библиотечное и издательское дело» - http://typo@viniti.ru
2. Официальный сайт НТЦ «Информрегистр» - http://inforeg.ru.
3. Официальный сайт Российской государственной библиотеки - http://www.rsl.ru.
4. Официальный сайт Российской книжной палаты - http://www.bookchamber.ru.
5. Официальный сайт Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям - http://www.fapmc.ru.
6. Официальный сайт Ассоциации книгораспространителей независимых государств - http://askr123@mail.ru
7. Официальный сайт Ассоциации книгоиздателей - http://aski@mail.ru
12. Материально-техническое обеспечение практики
- лекционная аудитория для прочтения вводной лекции руководителем учебной практики со стороны Университета (учебный корпус, расположенный по адресу: г. Москва, ул. Садово-Спасская, д. 6, ауд. 4109, 4208);
- материально-техническая база предприятий книжного дела – мест прохождения практики;
- доступ к сети Интернет (во время самостоятельной подготовки).
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО и с учетом рекомендаций ОП ВО по направлению подготовки 42.03.03 «Издательское дело»
Программу составил(а): ( подпись)
Доцент кафедры издательского дела и книговедения, канд. филол. наук, доцент Е.М. Сухорукова
Утверждена на заседании кафедры издательского дела и книговедения
28.06.2020 г., протокол № 18
Зав. кафедрой издательского
дела и книговедения,
канд. филол. наук, доцент __________ И.Л. Шурыгина
Согласовано
Директор Института издательского
дела и журналистики,
канд. ист. наук, доцент __________ А.А. Столяров