Контакты:
-
Соловьев Сергей СергеевичПреподаватель
Цели освоения учебной дисциплины «Социология рекламы»:
формирование у обучающихся целостного представление о современном обществе, закономерностях его развития и преобразования, основ социологической культуры;
развитие способности к анализу общественных проблем, сопоставлению и оценке возможных путей их решения;
формирование способностей к использованию социологических методов и подходов в рекламе.
Задачи освоения дисциплины:
изучение специфики, структуры, функций, факторов возникновения и этапов развития социологии рекламы как специальной социологической теории;
знание основных направлений современной социологической мысли, их концептуально-теоретического, методологического и технологического потенциала;
овладение знанием понятийно-категориального и методологического арсенала социологии, формирование навыков их применения к анализу проблем рекламы;
выработка навыков самостоятельного применения некоторых приемов и методов социологических исследований в рекламе.
В результате освоения ОП магистратуры обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине:
Коды компетенции |
Результаты освоения ОП Содержание компетенций |
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине |
ОПК-6 |
Способен отбирать и внедрять в процесс медиапроизводства современные технические средства и информационно-коммуникационные технологии |
Знать: - современные подходы к рекламе, иметь представление о теоретических основах рекламной деятельности и рекламного процесса; - социально-психологические особенности рекламной коммуникации; - содержание развития маркетинга и функционирования комплекса маркетинговых коммуникаций с тем, чтобы ориентироваться в современных практиках рекламной деятельности; - современные технические средства и информационно-коммуникационные технологии; Уметь: - отбирать и внедрять в процесс медиапроизводства современные технические средства и информационно-коммуникационные технологии; Владеть: - навыками использования современных технических средств и информационно-коммуникационных технологий - навыками создания рекламных объявлений;= |
ОПК-7 |
Способен оценивать и прогнозировать возможные эффекты в медиасфере, следуя принципам социальной ответственности |
Знать: - закономерности, принципы, основные виды и методы социального прогнозирования. Уметь: - применять приемы и методы прогнозирования при разработке коммуникаций; - применять знания о закономерностях, принципах и методах прогнозирования в процессе разработки социальных прогнозов в интересах рекламы и связей с общественностью Владеть: - коммуникативной, этической и конфликтологической культурой; - представлениями о функционировании рекламы как социального института, представлять суть механизма социального контроля за рекламной деятельностью |
ПК-3 |
Способен осуществлять проектно-аналитическую деятельность с учетом специфики профессиональной сферы |
Знать: - применять принципы организации и методы сбора социологической информации; - основные методы сбора первичной социологической информации, порядок организации и проведения социологического исследования в интересах рекламы и связей с общественностью; Уметь: - применять на практике качественные и количественные исследования в интересах создания эффективной рекламы; Владеть: - навыками проектно-аналитической деятельности с учетом специфики профессиональной сферы |
УК-1 |
Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий |
Знать: - содержание основных нормативно-правовых актов, регламентирующих рекламную деятельность - закономерности развития рекламы и способы ее воздействия на личность и социальные группы; Уметь: - осуществлять критический анализ проблемных ситуаций в рекламной деятельности на основе системного подхода; - вырабатывать стратегию действий для преодоления кризисных ситуаций; Владеть: - навыками анализа рекламных компаний, проектирования элементов рекламных компаний, - навыками анализа применения рекламных средств с точки зрения их эффективности |
В результате изучения дисциплины обучающийся осваивает следующие компетенции:
Компетенция |
Код по ФГОС |
Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата) |
Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции |
Способен отбирать и внедрять в процесс медиапроизводства современные технические средства и информационно-коммуникационные технологии |
ОПК-6 |
демонстрирует знание современных технических средств и информационно-коммуникационных технологий; демонстрирует умения формулировать цели коммуникаций, определять средства их достижения и использования для этого современных технических средств и информационно-коммуникационных технологий; владеет навыками отбора и внедрения в процесс медиапроизводства современных технических средств и информационно-коммуникационных технологий |
Чтение лекций, изучение основной и дополнительной литературы по разделам дисциплины, работа на практических занятиях (разбор конкретных ситуаций), промежуточный контроль по разделам дисциплины |
Способен оценивать и прогнозировать возможные эффекты в медиасфере, следуя принципам социальной ответственности |
ОПК-7 |
демонстрирует знание особенностей коммуникаций; демонстрирует умения формулировать цели коммуникаций, определять их этапы и содержание каждого из них, использовать полученные результаты для корректировки профессиональной деятельности, формировать оптимальный план по использованию финансовых и прочих ресурсов; владеет навыками самостоятельной коммуникационной работы и контроля работы, подготовки всей стандартной документации |
Чтение лекций, изучение основной и дополнительной литературы по разделам дисциплины, работа на практических занятиях (разбор конкретных ситуаций), промежуточный контроль по разделам дисциплины |
Способен осуществлять проектно-аналитическую деятельность с учетом специфики профессиональной сферы |
ПК-3 |
демонстрирует знание: -основные показатели оценки коммуникационной и экономической эффективности рекламных и PR мероприятий; демонстрирует умения оценивать коммуникационный и экономический эффект маркетинговых мероприятий; владеет оценивать результативность решений с позиций коммуникационной и экономической эффективности |
Чтение лекций, изучение основной и дополнительной литературы по разделам дисциплины, работа на практических занятиях (разбор конкретных ситуаций), промежуточный контроль по разделам дисциплины |
Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий |
УК-1 |
демонстрирует знание: - основных моделей и концепций маркетинговых коммуникаций демонстрирует умения проводить маркетинговые коммуникации владеет способностью находить эффективные организационно-управленческие решения |
Чтение лекций, изучение основной и дополнительной литературы по разделам дисциплины, работа на практических занятиях (разбор конкретных ситуаций), промежуточный контроль по разделам дисциплины |
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы (108 академических часов).
Форма обучения |
курс |
семестр |
Трудоемкость дисциплины в часах |
Форма итогового контроля |
||||||
Всего час./ зач. ед |
Аудиторных часов (контактная работа) |
Лекции |
Семинарские (практические) занятия |
Лабораторные работы |
Самостоятельная работа |
Контроль (промежуточная аттестация) |
||||
Очная |
1 |
1 |
108/3 |
54 |
18 |
36 |
- |
54 |
зачет |
|
Итого |
|
|
108/3 |
54 |
18 |
36 |
- |
54 |
|
|
Форма обучения |
курс |
семестр |
Трудоемкость дисциплины в часах |
Форма итогового контроля |
||||||
Всего час./ зач. ед |
Аудиторных часов (контактная работа) |
Лекции |
Семинарские (практические) занятия |
Лабораторные работы |
Самостоятельная работа |
Контроль (промежуточная аттестация) |
||||
Очно-заочная |
1 |
1 |
108/3 |
48 |
12 |
36 |
- |
60 |
зачет |
|
Итого |
|
|
108/3 |
48 |
12 |
36 |
- |
60 |
|
|
Форма обучения |
курс |
семестр |
Трудоемкость дисциплины в часах |
Форма итогового контроля |
||||||
Всего час./ зач. ед |
Аудиторных часов (контактная работа) |
Лекции |
Семинарские (практические) занятия |
Лабораторные работы |
Самостоятельная работа |
Контроль (промежуточная аттестация) |
||||
Заочная |
1 |
1 |
108/3 |
22 |
4 |
18 |
- |
82 |
4 |
зачет |
Итого |
|
|
108/3 |
22 |
4 |
18 |
- |
82 |
4 |
|
Вид учебной работы |
Всего часов |
Семестры |
1 |
||
Очная |
||
Контактная работа (всего) |
54 |
54 |
В том числе: |
|
|
Лекции |
18 |
18 |
Практические занятия (ПЗ) |
36 |
36 |
Семинары (С) |
|
|
Лабораторные работы (ЛР) |
|
|
Самостоятельная работа (всего) |
54 |
54 |
В том числе: |
|
|
Курсовой проект (работа) |
|
|
Расчетно-графические работы |
|
|
Реферат |
|
|
Подготовка к практическим занятиям (изучение лекционного материала) |
54 |
54 |
Подготовка к промежуточному/итоговому тестированию |
|
|
Вид промежуточной аттестации (зачет) |
|
|
Общая трудоемкость час/ зач. ед. |
108 /3,0 |
108 / 3,0 |
Вид учебной работы |
Всего часов |
Семестры |
1 |
||
Очно-заочная форма |
||
Контактная работа (всего) |
48 |
48 |
В том числе: |
|
|
Лекции |
12 |
12 |
Практические занятия (ПЗ) |
36 |
36 |
Семинары (С) |
|
|
Лабораторные работы (ЛР) |
|
|
Самостоятельная работа (всего) |
60 |
60 |
В том числе: |
|
|
Курсовой проект (работа) |
|
|
Расчетно-графические работы |
|
|
Реферат |
|
|
Подготовка к практическим занятиям (изучение лекционного материала) |
60 |
60 |
Подготовка к промежуточному/итоговому тестированию |
|
|
Вид промежуточной аттестации (зачет) |
|
|
Общая трудоемкость час/ зач. ед. |
108 /3,0 |
108 / 3,0 |
Вид учебной работы |
Всего часов |
Семестры |
1 |
||
Заочная форма |
||
Контактная работа (всего) |
22 |
22 |
В том числе: |
|
|
Лекции |
4 |
4 |
Практические занятия (ПЗ) |
18 |
18 |
Семинары (С) |
|
|
Лабораторные работы (ЛР) |
|
|
Самостоятельная работа (всего) |
82 |
82 |
В том числе: |
|
|
Курсовой проект (работа) |
|
|
Расчетно-графические работы |
|
|
Реферат |
|
|
Подготовка к практическим занятиям (изучение лекционного материала) |
70 |
70 |
Подготовка к промежуточному/итоговому тестированию |
12 |
12 |
Вид промежуточной аттестации (зачет) |
4 |
4 |
Общая трудоемкость час/ зач. ед. |
108 /3,0 |
108 /3,0 |
Тематический план дисциплины
№ |
Наименование тем (разделов) |
Всего часов |
Контактная работа, часы |
Самостоятельная работа |
|
|||||||
Лекции |
Лабора-торные работы |
Практи-ческие занятия, семинары |
|
|||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
|||||
Очная форма обучения |
|
|||||||||||
1 |
Реклама и общество. Реклама как социальный феномен |
13 |
2 |
|
4 |
7 |
|
|||||
2 |
Реклама как социальный процесс |
17 |
2 |
|
6 |
9 |
|
|||||
3 |
Реклама как институт социальной коммуникации |
19 |
4 |
|
6 |
9 |
|
|||||
4 |
Реклама как социальная технология |
25 |
6 |
|
8 |
11 |
|
|||||
5 |
Архетип как приложение социологии в рекламе |
17 |
2 |
|
6 |
9 |
|
|||||
6 |
Габитус как применение социологии в рекламе |
17 |
2 |
|
6 |
9 |
|
|||||
|
Итого по дисциплине |
108 |
18 |
- |
36 |
54 |
||||||
Очно-заочная форма обучения |
|
||||||||||
1 |
Реклама и общество. Реклама как социальный феномен |
14 |
2 |
|
4 |
8 |
|
||||
2 |
Реклама как социальный процесс |
18 |
2 |
|
6 |
10 |
|
||||
3 |
Реклама как институт социальной коммуникации |
18 |
2 |
|
6 |
10 |
|
||||
4 |
Реклама как социальная технология |
22 |
2 |
|
8 |
12 |
|
||||
5 |
Архетип как приложение социологии в рекламе |
18 |
2 |
|
6 |
10 |
|
||||
6 |
Габитус как применение социологии в рекламе |
18 |
2 |
|
6 |
10 |
|
||||
|
Итого по дисциплине |
108 |
12 |
- |
36 |
60 |
|||||
Заочная форма обучения |
||||||
1 |
Реклама и общество. Реклама как социальный феномен и социальный процесс |
25 |
1 |
|
4 |
20 |
2 |
Реклама как институт социальной коммуникации |
25 |
1 |
|
4 |
20 |
3 |
Реклама как социальная технология |
29 |
1 |
|
6 |
22 |
4 |
Архетип и габитус как приложения социологии в рекламе |
25 |
1 |
|
4 |
20 |
|
Итого по дисциплине |
104 |
4 |
- |
18 |
82 |
Содержание разделов дисциплины.
Тема 1. Реклама и общество. Реклама как социальный феномен
Объект, предмет, методы социологии рекламы. Реклама с социологической точки зрения. Реклама в структурной парадигме. Реклама в свете интерпретативной парадигме. Реклама в интегративной парадигме. Реклама в контексте постмодернистских теорий.
Основные теоретические подходы к анализу рекламы: как социальное действие; как массовая социальная коммуникация; как дискурс и нарратив; как инструмент социального конструирования и др. Анализ социологических подходов к изучению рекламы: социальный феномен, социальный процесс, институт социальной коммуникации, социальная технология.
Тема 2. Реклама как социальный процесс
Социальный процесс как социологическая категория. Основные признаки социального процесса.
Социогенез рекламы: социологические представления об истории развития отношения рекламы и процесса рекламирования. Социальные условия появления рекламы как массового явления.
Реклама в парадигме социального процесса. Основные признаки рекламы как социального процесса.
Инновационные процессы в обществе и их механизмы; роль рекламы в инновационных процессах.
Тема 3. Реклама как институт социальной коммуникации
Социальный институт как социологическая категория. Основные признаки социального института. Основные признаки социальной коммуникации.
Реклама в парадигме социального института. Основные признаки рекламы как института социальной коммуникации.
Роль рекламы в процессе социализации. Дети и реклама. Особенности молодежной рекламы. Реклама и процесс социальной идентификации личности.
Тема 4. Реклама как социальная технология
Социальная технология как социологическая категория. Основные признаки социальной технологии.
Сфера производства как фактор появления рекламы. Сфера потребления как фактор появления рекламы: возникновение адресата. Возникновение СМИ как фактор появления рекламы.
Реклама в парадигме социальной технологии. Основные признаки рекламы как социальной технологии.
Массовое сознание как объект воздействия рекламы. Механизмы социального влияния рекламы (стереотипизация, подражание, идентификация, редукция и др.) Влияние рекламы на потребительское поведение. Реклама как инструмент формирования ценностей потребительства в современном обществе. Демонстративное потребление. Факторы, влияющие на отношение к рекламе.
Манипулятивные возможности рекламы. Коммуникативные стратегии, используемые в рекламе. Базовые модули рекламы как социальной технологии. Понятие «целевой» аудитории для рекламного воздействия. Сегментирование рекламной аудитории. Основные критерии сегментирования рекламной аудитории: географический, демографический, поведенческий и психографический. Позиционирование рекламируемого объекта. Выбор стратегий позиционирования.
Виды социологических исследований в рекламной деятельности. Классификация и характеристика основных методов и методик исследования рекламной деятельности. Направления социологических исследований в рекламе: исследования потребителей, анализ товара, исследования (анализ) рынка (рыночной среды), изучение рекламных средств. Последовательность проведения исследования.
Социологическое изучение аудитории. Исследования предпочтений целевых аудиторий.
Методы изучения аудитории. Социологическое изучение СМИ. Выбор рекламоносителя: основные факторы. Медиаметрия. Идея и текст рекламного обращения. Рынок медиаисследований в России.
Медиаисследования и их использование в медиапланировании. Исследование информационных предпочтений целевых групп, накопления аудитории в зависимости от количества выходов обращений, пересечения аудиторий различных медиаканалов и других средств рекламы и PR.
Тема 5. Архетип как приложение социологии в рекламе.
Рекламный образ как социокультурный образец. Визуальные образы в рекламном сообщении.
Содержание рекламы и ценностные ориентации общества. Рекламные стереотипы. Типы ценностной аргументации, используемые в рекламе. Реклама и национальные ценности. Ценностная специфика российского общества и ее отражение в рекламе.
Архетип как социологическое понятие. Виды архетипов. Использование архетипов в рекламе. Профанация ценностей как инструмент рекламы.
Тема 6. Габитус как применение социологии в рекламе.
Основные положения теории социологической теории габитуса П. Бурдье. Сферы применения теории габитуса. «Колесо габитуса». Возможности применения теории габитуса в рекламе.
Имиджирование. Понятие «имидж». Имидж и стереотип. Базовые принципы имиджирования. Брендинг. Понятие бренда. Развитие от торговой марки к бренду и роль рекламы в этом процессе. Основные компоненты бренда. Позиционирование бренда. Потребительское поведение и узнаваемость бренда. Схема процесса построения актива бренда.
Принципы построения «колеса» габитуса в интересах рекламы и имиджирования