Контакты:
-
Андреева Ольга ВладимировнаПреподаватель
Цели и задачи дисциплины
Целями освоения дисциплины «История издательского дела» являются формирование у обучающихся представления об эволюции книги, о технике и способах ее создания, об особенностях основных и специальных видов печати, о видах, конструкции, оформлении, основных элементах печатных изданий, о выдающихся издателях и крупных издательских фирмах и их изданиях.
2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы
В результате освоения ОП бакалавриата обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине (модулю):
Код компетенции |
Результаты освоения ОП Содержание компетенции* |
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине** |
ОК-2 |
Способен анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции |
Знать: основные этапы и закономерности исторического развития общества Уметь: выявлять и правильно интерпретировать содержание основных этапов исторического развития отечественной и зарубежной книги Владеть: пониманием исторического развития отечественной и зарубежной книги |
* - формулировка компетенции приводится в соответствии со стандартом.
** - характеристика компетенции (знать, уметь, владеть)
3. Место дисциплины в структуре ОП
Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах, прохождении практик:
· История
Для освоения учебной дисциплины, обучающиеся должны владеть следующими знаниями и компетенциями:
Способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции
Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих за ней дисциплин:
· Печатные и электронные средства информации
· Современная издательская система
4. Объем дисциплины и виды учебной работы
Форма обучения |
курс |
семестр |
Трудоемкость дисциплины в часах |
Форма итогового контроля |
||||||
Всего час./ зач. ед |
Аудиторных часов (контактная работа) |
Лекции |
Семинарские (практические) занятия |
Лабораторные работы |
Самостоятельная работа |
Контроль (промежуточная аттестация) |
||||
Очная |
1 |
2 |
108/3 |
36 |
18 |
18 |
- |
72 |
18 |
Зачет с оценкой |
Очно-заочная |
2 |
1 |
108/3 |
36 |
18 |
18 |
- |
72 |
18 |
Зачет с оценкой |
Заочная |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Вид учебной работы |
Всего часов |
Семестры |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
||
Контактная работа (всего) |
36 |
|
36 |
|
|
В том числе: |
- |
- |
- |
- |
- |
Лекции |
18 |
- |
18 |
- |
- |
Практические занятия (ПЗ) |
18 |
- |
18 |
- |
- |
Семинары (С) |
- |
- |
- |
- |
- |
Лабораторные работы (ЛР) |
- |
- |
- |
- |
- |
Самостоятельная работа (всего) |
72 |
|
72 |
|
|
В том числе: |
- |
- |
- |
- |
- |
Курсовой проект (работа) |
- |
- |
- |
- |
- |
Расчетно-графические работы |
- |
- |
- |
- |
- |
Реферат |
18 |
- |
18 |
- |
- |
Эссе |
- |
- |
- |
- |
- |
Контрольная работа |
18 |
- |
18 |
- |
- |
Другие виды самостоятельной работы |
36 |
|
36 |
|
|
Вид промежуточной аттестации (зачет с оценкой) |
18 |
|
18 |
|
|
Общая трудоемкость час./ зач. ед |
108/3 |
|
108/3 |
|
|
5. Содержание дисциплины
5.1. Тематический план дисциплины
№ |
Наименование тем (разделов) |
Всего часов |
Контактная работа, часы |
Самостоятельная работа |
||
Лекции |
Лабора-торные работы |
Практи-ческие занятия, семинары |
||||
1. |
Книга Древнего мира и Средневековья |
16 |
2 |
- |
4 |
10 |
2. |
Издательское дело Нового и Новейшего времени |
36 |
8 |
- |
4 |
24 |
3… |
Книжная культура Древней Руси |
9 |
1 |
- |
2 |
6 |
4 |
Издательское дело России Нового времени |
26 |
4 |
- |
4 |
18 |
5 |
Издательское дело России XX-начала XXI в. |
21 |
3 |
- |
4 |
14 |
|
Итого |
108 |
18 |
- |
18 |
72 |
5.2. Содержание тем (разделов) дисциплины
(По усмотрению разработчиков материал может излагаться не в форме таблицы)
Раздел 1. Книга Древнего мира и Средневековья
Дописьменные способы фиксации и передачи смысловой информации. Графические формы передачи информации.
Материалы для письма и письменные принадлежности. Исторические формы древних книг.
Книжная культура Древней Греции и Рима. Организация размножения текстов. Античный свиток и кодекс.
Организация размножения текстов в Средние века. Виды средневековых рукописей. Библия как памятник Средневековья.
Композиция материально-конструктивной формы кодексов, их внешний облик. Роскошные и обиходные манускрипты. Гуманистический идеал книги в культуре Средневековья.
Раздел 2. Издательское дело Нового и новейшего времени
Изобретение И.Гутенберга. Всемирно-историческое значение книгопечатания. Развитие книгопечатания в европейских странах в инкунабульный период.
Деятельность печатников Германии, Италии, Англии, Франции. Выдающиеся печатники А. Мануций, А. Кобергер, Э. Ратдольт, А. Пфистер, Ш. Фиоль и шедевры европейскихинкунабулов. Возникновение книгопечатания на славянских языках. Преемственность рукописной и печатной книги.
Возникновение династий печатников, издателей в Европе. Зарождение книгопечатания в Северной Америке. Появление новых типов изданий, их оформление. Газеты, памфлеты, журналы научных обществ, альбомы-увражи, географические карты. Появление серийных изданий.
Совершенствование техники иллюстрационной печати и новые возможности оформления изданий: титульных листов, гравированных фронтисписов, полосы набора.
Прогресс в книгопечатании. Изобретение типометрии и стереотипии. Стандартизация наборного материала. Эксперименты У.Кезлона, Дж. Бодони, Дж. Баскервилля. Любительская типография У.Блейка. Шрифты и разновидности гарнитур во внешнем облике книги. Стиль рококо в книге. Характеристика новых видов изданий, их оформления. Энциклопедические издания, картографическая продукция.
Формирование полиграфии как самостоятельной отрасли книгопроизводства. Технические изобретения - торцовая гравюра и техника плоской печати. Формы редакционно-издательской подготовки и художественного оформления изданий. Индустрия массового производства книг, унификация их внешнего облика.
Объемы книжного производства в XX в. Жанрово-тематическое разнообразие издательского репертуара. Издания в мягких обложках, их виды и внешние признаки.
Бестселлер как общественное явление. Выдающиеся бестселлеры ХХ века. Электронные издания. Будущее книги как феномена человеческой цивилизации.
Раздел 3. Книжная культура Древней Руси
Социально-культурные условия и этапы развития древнерусской книжности. Древнейшие рукописные книги ХI в.
Монастыри как центры переписки книг. Особенности техники производства и оформления древнерусской книги.
Раздел 4. Издательское дело России Нового времени
Первопечатники Иван Федоров и Петр Мстиславец. “Апостол” (1564) и другие первые русские печатные книги. Значение введения книгопечатания в русской истории и культуре.
Московский Печатный двор - государственная типография России. Гравюрные мастерские. Печатные светские издания ХУП века и особенности их бытования в обществе.
Введение гражданского шрифта. Становление светского книгоиздания, объемы выпуска, тематика и типы изданий.
Учреждение академической типографии и начало научного книгоиздания. Гравировальная мастерская.
Указ о вольных типографиях и начало частного книгоиздания. Деятельность издателей-просветителей. Н.И. Новиков.
Возникновение отечественных словолитен, литографий. Меценатские издательства. Технический прогресс в полиграфии как фактор развития книжной культуры.
Просветительская издательская деятельность Смирдина.
Раздел 5. Издательское дело России XX – начала XXI в.
Организация системы государственного и партийного книгоиздания. Особенности полиграфического производства и материально-конструктивной формы изданий в первые годы советской власти.
Рыночные начала формирования советского книжной культуры в годы нэпа. Особенности полиграфического воспроизведения и художественного оформления книг.
Централизация книжного дела и тенденции концентрации книгоиздания. Развитие издательского дела в годы довоенных пятилеток. Политика массового книгоиздания. Курс на демократизацию читателя и книги.
Мобилизация книжного дела в военные годы, перебазирование издательско-полиграфической базы. Перестройка издательского репертуара. Оформление книги эпохи Великой Отечественной войны.
Углубление диспропорции между потребностями читателей и реальным наполнением книжного рынка печатной продукцией. Нарастание кризисной ситуации в книжном деле. Перестройка советского книжного дела в конце 80-х гг.
Зарождение рыночных принципов и частных форм организации предприятий книжного дела. Отмена цензуры и формирование законодательной базы книжного дела. Смещение акцентов в издательском репертуаре, его диверсификация. Тенденции развития рынка электронных изданий, взаимодействие печатных и электронных средств информации.
5.3. Темы (разделы) дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами, практиками
№ п/п |
Наименование обеспе-чиваемых (последую-щих) дисциплин |
№№ разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин |
||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
… |
||
1. |
Печатные и электронные средства информации |
|
х |
|
х |
х |
|
|
|
|
2. |
Современная издательская система |
|
х |
|
|
х |
|
|
|
|
5.4. Лабораторный практикум не предусмотрен
№ п/п |
№ темы (раздела) дисциплины |
Наименование лабораторных работ |
Трудо-емкость (час.) |
1. |
|
|
|
2. |
|
|
|
… |
|
|
|
5.5. Практические занятия (семинары)
№ п/п |
№ раздела дисциплины |
Тематика практических занятий (семинаров) |
Трудо-емкость (час.) |
1 |
1 |
Эволюция материалов и материально-конструктивной формы книги |
2 |
2 |
1 |
Организация размножения текстов на Древнем Востоке и в Европе в Средние века |
2 |
3 |
2 |
Изобретение И.Гутенберга. Книгоиздание в инкуна-бульный период. |
2 |
4 |
2 |
Крупнейшие издатели Европы и США в 18-20 вв. |
2 |
5 |
3 |
Производство книги в Древней Руси |
2 |
6 |
4 |
Деятельность Ивана Федорова |
2 |
7 |
4 |
Крупнейшие издатели России |
2 |
8 |
5 |
Важнейшие советские издательства |
2 |
9 |
5 |
Издательское дело на современном этапе: основные тенденции и проблемы |
2 |
5.6. Примерная тематика курсовых работ - не предусмотрена
5.7. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю)
№ п/п |
№ раздела дисциплины |
Методические указания по выполнению самостоятельной работы |
1. |
1 |
История книги: Учебник для вузов /под ред. А.А.Говорова и Т.Г.Куприяновой.-М.,2001. Чтение лекционного материала Изучение основной и дополнительной литературы |
2. |
2 |
История книги: Учебник для вузов /под ред. А.А.Говорова и Т.Г.Куприяновой.-М.,2001. Чтение лекционного материала Изучение основной и дополнительной литературы Подготовка к контрольной работе |
3 |
3 |
История книги: Учебник для вузов /под ред. А.А.Говорова и Т.Г.Куприяновой.-М.,2001. Чтение лекционного материала Изучение основной и дополнительной литературы Подготовка доклада |
4 |
4 |
История книги: Учебник для вузов /под ред. А.А.Говорова и Т.Г.Куприяновой.-М.,2001. Чтение лекционного материала Изучение основной и дополнительной литературы Подготовка к тестированию |
5 |
5 |
История книги: Учебник для вузов /под ред. А.А.Говорова и Т.Г.Куприяновой.-М.,2001. Чтение лекционного материала Изучение основной и дополнительной литературы Подготовка к контрольной работе Подготовка презентации |
6. Технологическая карта
|
№ |
Форма контроля |
Зачётный минимум |
Зачетный максимум |
График контроля |
Аудиторная активность |
1 |
Посещение (отмечается каждое занятие по шкале «Да/Нет») |
3 |
5 |
в дни лекционных занятий |
2 |
Активность на практических и лабораторных занятиях (отмечается каждое занятие по шкале «Неудовлетворительно/ Удовлетворительно/Хорошо/ Отлично») |
8 |
15 |
в дни практических и лабораторных занятий |
|
СРС |
1 |
Контрольная работа |
22 |
40 |
Последняя неделя марта |
2 |
Реферат |
22 |
40 |
Третья неделя мая |
|
Итого: |
55 |
100 |
|
7. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
7.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы.
В результате освоения дисциплины формируются следующие компетенции:
Код компетенции |
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать |
ОК-2 |
Способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции |
ОПК-1 |
Способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности |
В процессе освоения образовательной программы данные компетенции, в том числе их отдельные компоненты, формируются поэтапно в ходе освоения обучающимися дисциплин, практик в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса.
7.2. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся
В процессе обучения используются следующие оценочные формы самостоятельной работы студентов, оценочные средства текущего контроля успеваемости.
- реферат по теме: «Деятельность одного из издательств» (индивидуально для каждого обучающегося)
- контрольная работа.
Оценочные средства текущего контроля успеваемости включают контрольные вопросы и задания для контроля освоения обучающимися разделов дисциплины, защита рефератов.
Форма промежуточной аттестации: зачет.
Образцы контрольных вопросов и заданий для проведения текущего контроля приведены в приложении 1.
7.3. Описание показателей и критериев оценивания компетенций, формируемых по итогам освоения дисциплины, описание шкал оценивания.
Показателем оценивания компетенций на различных этапах их формирования является достижение обучающимися планируемых результатов обучения по дисциплине.
ОК-2 - способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции |
||||
Показатель |
Критерии оценивания |
|||
2 |
3 |
4 |
5 |
|
знать: основные этапы и закономерности исторического развития общества
|
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний: основных этапов и закономерностей исторического развития общества
|
Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний: основных этапов и закономерностей исторического развития общества. Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний по ряду вопросов, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями и их переносе на новые нестандартные ситуации. |
Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний: основных этапов и закономерностей исторического развития общества, но допускаются незначительные ошибки, неточности,. |
Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний: основных этапов и закономерностей исторического развития общества, свободно оперирует приобретенными знаниями
|
уметь: выявлять и правильно интерпретировать содержание основных этапов исторического развития отечественной и зарубежной книги
|
Обучающийся не умеет или в недостаточной степени умеет выявлять и правильно интерпретировать содержание основных этапов исторического развития отечественной и зарубежной книги |
Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих умений: выявлять и правильно интерпретировать содержание основных этапов исторического развития отечественной и зарубежной книги. Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность умений по ряду вопросов, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании умениями при их переносе на новые ситуации. |
Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих умений: выявлять и правильно интерпретировать содержание основных этапов исторического развития отечественной и зарубежной книги. Умения освоены, но допускаются незначительные ошибки, неточности, при переносе умений на новые, нестандартные ситуации.
|
Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих умений: выявлять и правильно интерпретировать содержание основных этапов исторического развития отечественной и зарубежной книги. Свободно оперирует приобретенными умениями, применяет их в ситуациях повышенной сложности.
|
владеть: пониманием исторического развития отечественной и зарубежной книги |
Обучающийся не владеет или в недостаточной степени владеет пониманием исторического развития отечественной и зарубежной книги |
Обучающийся владеет пониманием исторического развития отечественной и зарубежной книги в неполном объеме, допускаются значительные ошибки. Обучающийся испытывает значительные затруднения при применении навыков в новых ситуациях. |
Обучающийся частично владеет пониманием исторического развития отечественной и зарубежной книги, Навыки освоены, но допускаются незначительные ошибки, неточности, при переносе умений на новые, нестандартные ситуации.
|
Обучающийся в полном объеме владеет пониманием исторического развития отечественной и зарубежной книги, свободно применяет полученные навыки в ситуациях повышенной сложности.
|
ОПК-1 - Способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности |
||||
Показатель |
Критерии оценивания |
|||
2 |
3 |
4 |
5 |
|
знать: информационные и библиографические пособия, информационно-коммуникационных технология, требования информационной безопасности в издательском деле
|
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний: информационных и библиографических пособий, информационно-коммуникационных технологий, требований информационной безопасности в издательском деле |
Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний: информационных и библиографических пособий, информационно-коммуникационных технологий, требований информационной безопасности в издательском деле. Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний по ряду вопросов, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями и их переносе на новые ситуации. |
Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний: информационных и библиографических пособий, информационно-коммуникационных технологий, требований информационной безопасности в издательском деле, но допускаются незначительные ошибки, неточности. |
Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний: информационных и библиографических пособий, информационно-коммуникационных технологий, требований информационной безопасности в издательском деле, свободно оперирует приобретенными знаниями
|
уметь: применять знания истории издательского дела на основе информационной и библиографической культуры
|
Обучающийся не умеет или в недостаточной степени умеет применять знания истории издательского дела на основе информационной и библиографической культуры |
Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих умений: применять знания истории издательского дела на основе информационной и библиографической культуры. Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность умений по ряду вопросов, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании умениями при их переносе на новые ситуации. |
Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих умений: применять знания истории издательского дела на основе информационной и библиографической культуры. Умения освоены, но допускаются незначительные ошибки, неточности, при переносе умений на новые, нестандартные ситуации.
|
Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих умений: применять знания истории издательского дела на основе информационной и библиографической культуры. Свободно оперирует приобретенными умениями, применяет их в ситуациях повышенной сложности.
|
владеть: информационной и библиографической культурой и информационно-коммуникационными технологиями |
Обучающийся не владеет или в недостаточной степени владеет информационной и библиографической культурой и информационно-коммуникационными технологиями |
Обучающийся владеет информационной и библиографической культурой и информационно-коммуникационными технологиями в неполном объеме, допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность владения навыками по ряду вопросов. Обучающийся испытывает значительные затруднения при применении навыков в новых ситуациях. |
Обучающийся частично владеет информационной и библиографической культурой и информационно-коммуникационными технологиями. Навыки освоены, но допускаются незначительные ошибки, неточности, при переносе умений на новые, нестандартные ситуации.
|
Обучающийся в полном объеме владеет информационной и библиографической культурой и информационно-коммуникационными технологиями, свободно применяет полученные навыки в ситуациях повышенной сложности.
|
Шкалы оценивания результатов промежуточной аттестации и их описание:
Форма промежуточной аттестации: зачет с оценкой.
Промежуточная аттестация обучающихся в форме зачёта проводится по результатам выполнения всех видов учебной работы, предусмотренных учебным планом по данной дисциплине (модулю), при этом учитываются результаты текущего контроля успеваемости в течение семестра. Оценка степени достижения обучающимися планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю) проводится преподавателем, ведущим занятия по дисциплине (модулю) методом экспертной оценки. По итогам промежуточной аттестации по дисциплине (модулю) выставляется оценка «зачтено» или «не зачтено».
Шкала оценивания |
Описание |
Зачтено |
Выполнены все виды учебной работы, предусмотренные учебным планом. Студент демонстрирует соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей, оперирует приобретенными знаниями, умениями, навыками, применяет их в ситуациях повышенной сложности. При этом могут быть допущены незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях, переносе знаний и умений на новые, нестандартные ситуации. |
Не зачтено |
Не выполнен один или более видов учебной работы, предусмотренных учебным планом. Студент демонстрирует неполное соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей, допускаются значительные ошибки, проявляется отсутствие знаний, умений, навыков по ряду показателей, студент испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями и умениями при их переносе на новые ситуации. |
Оценка степени достижения обучающимися планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю) проводится преподавателем, ведущим занятия по дисциплине (модулю) методом экспертной оценки. По итогам промежуточной аттестации по дисциплине (модулю) выставляется оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» или «неудовлетворительно».
Шкала оценивания |
Описание |
Отлично |
Выполнены все виды учебной работы, предусмотренные учебным планом. Студент демонстрирует соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей, оперирует приобретенными знаниями, умениями, навыками, применяет их в ситуациях повышенной сложности. При этом могут быть допущены незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях, переносе знаний и умений на новые, нестандартные ситуации. |
Хорошо |
Выполнены все виды учебной работы, предусмотренные учебным планом. Студент демонстрирует неполное, правильное соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей, либо если при этом были допущены 2-3 несущественные ошибки. |
Удовлетворительно |
Выполнены все виды учебной работы, предусмотренные учебным планом. Студент демонстрирует соответствие знаний, в котором освещена основная, наиболее важная часть материала, но при этом допущена одна значительная ошибка или неточность. |
Неудовлетворительно |
Не выполнен один или более видов учебной работы, предусмотренных учебным планом. Студент демонстрирует неполное соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей, допускаются значительные ошибки, проявляется отсутствие знаний, умений, навыков по ряду показателей, студент испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями и умениями при их переносе на новые ситуации. |
Фонды оценочных средств представлены в приложении 1 к рабочей программе.
8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:
8.1. Основная литература
1.История книги: учебник для вузов / под ред. А.А. Говорова, Т.Г. Куприяновой. М., 2001.- 399 с.
8.2. Дополнительная литература
1.Мандель, Б.Р. Книжное дело и история книги: учебное пособие. Ч. 1. – Директ-Медиа, 2014. – 608 с.(http://www.knigafund.ru/books/183807)
8.3. Программное обеспечение
Наименование ПО |
№ договора |
CorelDraw X4 |
24/08 от 19.05.2008 г. |
Microsoft Office Стандартный 2007 (word, excel, powerpoint) |
24/08 от 19.05.2008 г. |
8.4. Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы не предусмотрено
8.5. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
1. Britannica [Электронный ресурс] = Британника : энциклопедия. — Электрон. дан. — Chicago, 2002- . — Режим доступа: http://www.britannica.com/. — Текст на экране англ. — Загл. с домашней страницы Интернета.
2. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия [Электронный ресурс]. — Электрон. дан. и прогр. — М. : Кирилл и Мефодий, 1997-2007. — 1 электрон. опт. диск (DVD-ROM
9. Материально-техническое обеспечение дисциплины:
1. Лекционные аудитории, оснащенные экраном;
2.Аудитории для проведения практических занятий;
3. Переносной проектор для демонстрации слайдов при чтении лекций (BENQ);
4.Ноутбук для демонстрации слайдов при чтении лекций (существующие альтернативы: ASUS, ACER, HP)
10. Образовательные технологии
1. Проведение ряда лекционных занятий, содержащих рисунки в качестве иллюстраций рассматриваемого материала, необходимо осуществлять с использованием слайдов, подготовленных в программе MicrosoftPowerPoint.
2. Экскурсии в Музей книги, книгопечатания и истории МПИ - МГУП, Музей книги РГБ.
11. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:
11.1. Методические рекомендации преподавателю
В условиях конструирования образовательных систем на принципах компетентностного подхода произошло концептуальное изменение роли преподавателя, который наряду с традиционной ролью носителя знания выполняет функцию организатора научно-поисковой работы студента, консультанта в процедурах выбора, обработки и интерпретации информации, необходимой для практического действия и дальнейшего развития, что должно обязательно учитываться при проведении лекционных и практических занятий по дисциплине "История издательского дела ".
Подробное содержание отдельных разделов дисциплины "История издательского дела" рассматривается в п.5.1 рабочей программы.
Целесообразные к применению в рамках дисциплины "История издательского дела" образовательные технологии изложены в п.10 настоящей рабочей программы.
Технологическая карта дисциплины, содержащая методику определения итогового семестрового рейтинга студента по дисциплине "История издательского дела " представлена в п.6 настоящей рабочей программы.
Перечень основной и дополнительной литературы и нормативных документов, необходимых в ходе преподавания дисциплины "История издательского дела ", приведен в п.8 настоящей рабочей программы. Преподавателю следует ориентировать студентов на использование при подготовке к промежуточной и итоговой аттестации по дисциплине, написании реферата, оригинальной научной литературы.
11.2. Методические указания обучающимся
Рабочим учебным планом предусмотрено изучение дисциплины в течение 2 семестра на очной форме обучения (1-й год обучения). По дисциплине проводятся лекционные и практические занятия.
Посещение лекционных занятий является обязательным. Пропуск лекционных занятий без уважительных причин и согласования с руководством Института издательского дела и журналистики в объеме более 40% от общего количества предусмотренных учебным планом на семестр лекций влечет за собой невозможность аттестации по дисциплине по итогам семестра, так как студент не набирает минимально допустимого для получения итоговой аттестации по дисциплине количества баллов за посещение лекционных занятий (см. соответствующие положения пункта 6 настоящей рабочей программы).
Допускается конспектирование лекционного материала письменным и компьютерным способом.
Регулярное повторение материала конспектов лекций по каждому разделу в рамках подготовки к промежуточным и итоговым формам аттестации по дисциплине является одним из важнейших видов самостоятельной работы студента в течение семестра (см. соответствующие положения пункта 5.7 настоящей рабочей программы), необходимой для качественной подготовки к промежуточной и итоговой аттестации по дисциплине.
Посещение практических занятий и активное участие в них является обязательным. Пропуск практических занятий без уважительных причин и согласования с руководством Института издательского дела и журналистики в объеме более 50% от общего количества предусмотренных учебным планом на семестр занятий даже при условии отличной работы на оставшихся занятиях влечет за собой невозможность аттестации по дисциплине по итогам семестра, так как студент не набирает минимально допустимого для получения итоговой аттестации по дисциплине количества баллов за посещение и работу на практических занятиях (см. соответствующие положения пункта 6 настоящей рабочей программы).
Подготовка к практическим занятиям обязательно включает в себя изучение конспектов лекционного материала для адекватного понимания условия и способа решения заданий, запланированных преподавателем на конкретное практическое занятие.
Изучение основной и дополнительной литературы по дисциплине проводится на регулярной основе в разрезе каждого раздела в соответствии с приведенными в п.5.7 настоящей рабочей программы рекомендациями для подготовки к промежуточной и итоговой аттестации по дисциплине. Список основной и дополнительной литературы приведен в п.8 настоящей рабочей программы.
Текущий контроль успеваемости осуществляется в течение семестра путем регулярной проверки присутствия студента на лекционных и практических занятиях, оценки качества и активности работы на практических занятиях в ходе блиц-опросов по материалам предыдущей лекции и обсуждения выступлений студентов группы. Сведения о текущей работе студентов по дисциплине "История издательского дела" фиксируются преподавателем/ методистом кафедры в АС "Матрица", являются открытыми и служат базовым основанием для формирования семестрового рейтинга по дисциплине.
Итоговая аттестация по дисциплине проходит в форме зачета с оценкой. Примерный перечень вопросов к зачету по дисциплине приведен в соответствующем подпункте п.7 настоящей рабочей программы.
Программу составил(а): подпись
___профессор_____ д.и.н., проф. О.В. Андреева
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Таблица 1
ПОКАЗАТЕЛЬ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИЙ
ИСТОРИЯ ИЗДАТЕЛЬСКОГО ДЕЛА |
|||||
ФГОС ВО 42.03.03 Издательское дело |
|||||
В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие общекультурные и общепрофессиональные компетенции: |
|||||
КОМПЕТЕНЦИИ |
Перечень компонентов |
Технология формирования компетенций |
Форма оценочного средства** |
Степени уровней освоения компетенций |
|
ИН- ДЕКС |
ФОРМУЛИРОВ- КА |
||||
ОК-2 |
способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции |
Знать: - основные этапы и закономерности исторического развития общества
Уметь: - выявлять и правильно интерпретировать содержание основных этапов исторического развития отечественной и зарубежной книги
Владеть: - пониманием исторического развития отечественной и зарубежной книги |
лекция, самостоятельная работа, практическиезанятия |
Р, К/Р
|
Базовый уровень - способен анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции в стандартных учебных ситуациях Повышенный уровень - способен анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции на основе анализа исторических источников |
ОПК-1 |
способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности я |
Знать: информационные и библиографические пособия, информационно-коммуникационных технология, требования информационной безопасности в издательском деле Уметь: применять знания истории издательского дела на основе информационной и библиографической культуры Владеть: информационной и библиографической культурой и информационно-коммуникационными технологиями |
лекция, самостоятельная работа, практические занятия |
Р, К/Р,
|
Базовый уровень: воспроизводство полученных знаний в ходе текущего контроля Повышенный уровень: практическое применение полученных знаний в процессе подготовки к семинарам, к выступлению с докладом |
Перечень оценочных средств по дисциплине История издательского дела
№ ОС |
Наименование оценочного средства |
Краткая характеристика оценочного средства |
Представление оценочного средства в ФОС |
1 |
Контрольная работа (К/Р) |
Средство проверки умений применять полученные знания для решения задач определенного типа по теме или разделу |
Комплект контрольных заданий по вариантам |
2 |
Реферат (Р) |
Продукт самостоятельной работы студента, представляющий собой краткое изложение в письменном виде полученных результатов теоретического анализа определенной научной (учебно- исследовательской) темы, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее. |
Темы рефератов |
ОК-2 - способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции |
|||||
Контролируемый результат обучения |
Контролируемые темы (разделы) дисциплины |
Дифференцированный зачет |
|||
Критерии оценивания |
|||||
2 |
3 |
4 |
5 |
||
знать: основные этапы и закономерности исторического развития общества
|
Разделы 1-5 |
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний: основных этапов и закономерностей исторического развития общества
|
Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний: основных этапов и закономерностей исторического развития общества. Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний по ряду вопросов, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями и их переносе на новые нестандартные ситуации |
Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний: основных этапов и закономерностей исторического развития общества, но допускаются незначительные ошибки, неточности,. |
Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний: основных этапов и закономерностей исторического развития общества, свободно оперирует приобретенными знаниями
|
уметь: выявлять и правильно интерпретировать содержание основных этапов исторического развития отечественной и зарубежной книги
|
Разделы 1-5 |
Обучающийся не умеет или в недостаточной степени умеет выявлять и правильно интерпретировать содержание основных этапов исторического развития отечественной и зарубежной книги |
Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих умений: выявлять и правильно интерпретировать содержание основных этапов исторического развития отечественной и зарубежной книги. Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность умений по ряду вопросов, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании умениями при их переносе на новые ситуации. |
Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих умений: выявлять и правильно интерпретировать содержание основных этапов исторического развития отечественной и зарубежной книги. Умения освоены, но допускаются незначительные ошибки, неточности, при переносе умений на новые, нестандартные ситуации.
|
Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих умений: выявлять и правильно интерпретировать содержание основных этапов исторического развития отечественной и зарубежной книги. Свободно оперирует приобретенными умениями, применяет их в ситуациях повышенной сложности.
|
владеть: пониманием исторического развития отечественной и зарубежной книги |
Разделы 1-5 |
Обучающийся не владеет или в недостаточной степени владеет пониманием исторического развития отечественной и зарубежной книги |
Обучающийся владеет пониманием исторического развития отечественной и зарубежной книги в неполном объеме, допускаются значительные ошибки. Обучающийся испытывает значительные затруднения при применении навыков в новых ситуациях. |
Обучающийся частично владеет пониманием исторического развития отечественной и зарубежной книги, Навыки освоены, но допускаются незначительные ошибки, неточности, при переносе умений на новые, нестандартные ситуации.
|
Обучающийся в полном объеме владеет пониманием исторического развития отечественной и зарубежной книги, свободно применяет полученные навыки в ситуациях повышенной сложности.
|
ОПК-1 - Способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности |
|||||
Контролируемый результат обучения |
Контролируемые темы (разделы) дисциплины |
Дифференцированный зачет |
|||
Критерии оценивания |
|||||
2 |
3 |
4 |
5 |
||
знать: информационные и библиографические пособия, информационно-коммуникационных технология, требования информационной безопасности в издательском деле
|
Разделы 1-5 |
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний: информационных и библиографических пособий, информационно-коммуникационных технологий, требований информационной безопасности в издательском деле |
Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний: информационных и библиографических пособий, информационно-коммуникационных технологий, требований информационной безопасности в издательском деле. Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний по ряду вопросов, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями и их переносе на новые ситуации. |
Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний: информационных и библиографических пособий, информационно-коммуникационных технологий, требований информационной безопасности в издательском деле, но допускаются незначительные ошибки, неточности. |
Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний: информационных и библиографических пособий, информационно-коммуникационных технологий, требований информационной безопасности в издательском деле, свободно оперирует приобретенными знаниями
|
уметь: применять знания истории издательского дела на основе информационной и библиографической культуры
|
Разделы 1-5 |
Обучающийся не умеет или в недостаточной степени умеет применять знания истории издательского дела на основе информационной и библиографической культуры |
Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих умений: применять знания истории издательского дела на основе информационной и библиографической культуры. Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность умений по ряду вопросов, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании умениями при их переносе на новые ситуации. |
Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих умений: применять знания истории издательского дела на основе информационной и библиографической культуры. Умения освоены, но допускаются незначительные ошибки, неточности, при переносе умений на новые, нестандартные ситуации.
|
Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих умений: применять знания истории издательского дела на основе информационной и библиографической культуры. Свободно оперирует приобретенными умениями, применяет их в ситуациях повышенной сложности.
|
владеть: информационной и библиографической культурой и информационно-коммуникационными технологиями |
Разделы 1-5 |
Обучающийся не владеет или в недостаточной степени владеет информационной и библиографической культурой и информационно-коммуникационными технологиями |
Обучающийся владеет информационной и библиографической культурой и информационно-коммуникационными технологиями в неполном объеме, допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность владения навыками по ряду вопросов. Обучающийся испытывает значительные затруднения при применении навыков в новых ситуациях. |
Обучающийся частично владеет информационной и библиографической культурой и информационно-коммуникационными технологиями. Навыки освоены, но допускаются незначительные ошибки, неточности, при переносе умений на новые, нестандартные ситуации.
|
Обучающийся в полном объеме владеет информационной и библиографической культурой и информационно-коммуникационными технологиями, свободно применяет полученные навыки в ситуациях повышенной сложности.
|
Вопросы к зачету
- Развитие основных систем письменности.
- Историческое развитие материалов для письма.
- Форма книги в ее историческом развитии.
- Книга Древнего Востока.
- Книга и книжное дело в античном обществе.
- Главные книги мировых религий. Библия, ее состав, переводы, списки, важнейшие издания.
- Возникновение славянской письменности. Кирилл и Мефодий.
- Книга в Европе в Средние века. Основные книжные центры.
- Организация работы средневековых западноевропейских скрипториев. Оформление средневековой книги.
- Предпосылки введения книгопечатания в Европе. Ксилографические книги XV века.
- Деятельность И. Гутенберга. Изобретение европейского способа книгопечатания.
- Инкунабульный период западноевропейского книгопечатания. Оформление инкунабулов.
- Начало славянского кириллического книгопечатания. Ш. Фиоль.
- Деятельность АльдаМануция.
- Деятельность Франциска Скорины.
- Деятельность К. Плантена.
- Династия Эльзевиров.
- Книга и книжное дело в Западной Европе в эпоху Реформации и распространения идей гуманизма. Династия Этьеннов.
- Книга и книжное дело в Западной Европе в эпоху Просвещения. Деятельность Дж. Баскервиля, Дж. Бодони. Династия Дидо.
- Важнейшие изобретения в области книгопечатания в XVIII в.
- Книга и книжное дело Западной Европы и США в XIX в. Крупнейшие издатели.
- Важнейшие изобретения в области книгопечатания в XIX-XX вв.
- Основные черты книгоиздания и книжной торговли Западной Европы и США в ХХ веке. Крупнейшие представители книжного дела.
- Тематика и типы древнерусских книг.
- Выдающиеся памятники древнерусской книжности.
- Организация работы древнерусских книгописных мастерских. Оформление древнерусской книги.
- Предпосылки введения книгопечатания в Московском государстве. «Анонимная» типография.
- Деятельность Ивана Федорова в Москве и за пределами Московского государства. Его роль в истории книжного дела.
- Общая характеристика книжного дела России в XVII веке. Московский печатный двор.
- Тематика и типы книг в России в ХVII веке (печатная и рукописная книга).
- «Верхняя» типография С. Полоцкого.
- Амстердамская типография Я. Тессинга.
- Реформы в книжном деле России в первой четверти XVIIIв. Введение гражданского шрифта.
- Тематика и типы изданий в России в первой четверти XVIII в.
- Издательская и книготорговая деятельность Академии наук в XVIII в.
- Издательская и книготорговая деятельность Московского университета в XVIII в.
- Указ о «вольных типографиях» и его роль в развитии книжного дела. Частные издательства конца XVIII в.
- Издательская и книготорговая деятельность Н.И. Новикова.
- Общая характеристика книжного дела России в первой половине XIX в.
- Издатели-меценаты первой четверти XIX в. П.П. Бекетов, Н.П. Румянцев.
- Издательская и книготорговая деятельность А.Ф. Смирдина.
- Издатели первой половины XIX в. (С.И. Селивановский, В.А. Плавильщиков, А.А. Плюшар и другие).
- Издательская и книготорговая деятельность революционеров во второй половине XIX в. Вольная русская печать за границей.
- Издание лубочной литературы в России. Офенский промысел.
- Развитие капиталистических отношений в книжном деле России во второй половине XIX- начале ХХ вв. Создание монополий.
- Издательская и книготорговая деятельность М.О. Вольфа.
- Издательская деятельность А.Ф. Маркса. Журнал «Нива».
- Издательская деятельность А.С. Суворина.
- Издательская деятельность И.Д. Сытина.
- Специализированные издательства в России во второй половине XIX- начале ХХ вв.
- Книга в годы первой русской революции. Издательская деятельность политических партий.
- Издательская деятельность литературных объединений в начале ХХ в. Символисты, футуристы.
- Первые шаги советской власти в области книжного дела. Деятельность первых советских издательств. ЛИО Наркомпроса.
- Книга и книжное дело в годы «военного коммунизма». Центропечать. Книжные лавки писателей.
- Книга и книжное дело в годы новой экономической политики. Деятельность частных и кооперативных издательств.
- Деятельность Госиздата РСФСР. Торгсектор Госиздата.
- Перестройка издательского дела на рубеже 1920-1930-х гг.и создание ОГИЗа. Книгоцентр. КОГИЗ.
- Книга и книжное дело в 1930-е гг.
- Книга и книжное дело в годы Великой Отечественной войны.
- Развитие книжного дела в послевоенные десятилетия.
- Книга и книжное дело в России на современном этапе. Электронная книга и книгоиздание как новый этап в исторической эволюции книг
Комплект заданий для контрольной работы
Тема 1. Книга Древнего мира и Средневековья
Вариант 1. Общее понятие о письменности.
Вариант 2. Эволюция материалов для письма и формы книги
Вариант 3. Книга в Древнем мире и в античном обществе.
Вариант 4. Работа средневекового скриптория
Тема 2. Издательское дело Нового и новейшего времени
Вариант 1. Изобретение И.Гутенберга. Инкунабульный период и первые печатники.
Вариант 2. Альд Мануций
Вариант 3.Христофор Плантен
Вариант 4. Династия Эльзевиров
Вариант 5. Джамбаттиста Бодони
Тема 3. Книжная культура Древней Руси
Вариант 1. Тематика и типы древнерусских книг.
Вариант 2. Выдающиеся памятники древнерусской книжности.
Вариант 3. Организация работы древнерусских книгописных мастерских. Оформление древнерусской книги.
Тема 4. Издательское дело России Нового времени
Вариант 1. Реформы в книжном деле России в первой четверти XVIIIв. Введение гражданского шрифта.
Вариант 2. Издательская деятельность Академии наук в XVIII в.
Вариант 3. Издательская деятельность Московского университета в XVIII в.
Вариант 4. Указ о «вольных типографиях» и его роль в развитии книжного дела. Частные издательства конца XVIII в.
Вариант 5. Общая характеристика книжного дела России в первой половине XIX в.
Вариант 6. Общая характеристика книжного дела России во второй половине XIX в.
Темы рефератов
- Деятельность одного из отечественных или зарубежных издательств (индивидуально для каждого студента по согласованию с преподавателем).