Контакты:
-
Шурыгина Ирина ЛьвовнаПреподаватель
Цели, задачи и планируемые результаты обучения по дисциплине
Цель освоения дисциплины «Социология чтения» обеспечить студентов систематизированными знаниями
о процессах чтения как виде информационной деятельности, осуществляющейся в ходе коммуникации, вызванной социально значимыми потребностями людей;
применяющихся в социологии различных характеристиках читателей, читательской аудитории;
методах исследования, необходимыми для успешной работы в книжном деле.
Задачами освоения дисциплины «Социология чтения» являются:
формирование представлений социальных механизмах развития и функционирования чтения как социального явления;
выработка навыков социологического исследования читательской аудитории.
В результате освоения дисциплины у обучающихся формируются следующие компетенции и должны быть достигнуты следующие результаты обучения как этап формирования соответствующих компетенций:
Код компетенции |
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать |
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине |
УК-1 |
Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач |
ИУК-1.1. Анализирует задачу, выделяя ее базовые составляющие ИУК-1.2. Осуществляет поиск, критически оценивает, обобщает, систематизирует и ранжирует информацию, требуемую для решения поставленной задачи ИУК-1.3. Рассматривает и предлагает рациональные варианты решения поставленной задачи, используя системный подход, критически оценивает их достоинства и недостатки |
ПК-5 |
Способен участвовать в организации продвижения издательской продукции и реализации мероприятий, способствующих увеличению продаж |
ИПК-5.1. Участвует в разработке маркетинговой стратегии издательств и (или) предприятий распространения издательской продукции ИПК-5.2. Владеет инструментами продвижения медиапродукта – книжного издания с помощью различных каналов и систем ИПК-5.3. Контролирует и оценивает эффективность результатов продвижения издательской продукции |
2. Место дисциплины в структуре ОП бакалавриата
Дисциплина «Маркетинг в издательском деле» относится к числу учебных дисциплин части, формируемой участниками образовательных отношений образовательной программы бакалавриата, взаимосвязана логически и содержательно-методически со следующими дисциплинами и практиками ОП:
– «Экономика издательского дела».
– «Печатные и электронные средства информации».
– «– «Современная издательская система».
– «Инновационные технологии в издательском деле».
– «Формирование издательских портфелей».
– «Продвижение издательской продукции».
2. Виды учебной работы и трудоемкость
Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц, т.е. 180 академических часов.
3.1.1. Очная форма обучения
№ п/п |
Вид учебной работы |
Количество часов |
|
|
7 семестр |
||||
Аудиторные занятия |
54 |
54 |
||
|
В том числе: |
|
|
|
11 |
Лекции |
18 |
1 |
|
12 |
Семинарские/практические занятия |
36 |
36 |
|
13 |
Лабораторные занятия |
- |
- |
|
2 |
Самостоятельная работа |
54 |
54 |
|
|
В том числе: |
|
|
|
21 |
Чтение и анализ текстов, подготовка докладов, сообщений |
48 |
48 |
|
|
|
|
|
|
3 |
Промежуточная аттестация |
|
|
|
1 |
зачет |
6 |
6 |
|
|
Итого |
108 |
108 |
3.1.2. Заочная форма обучения
№ п/п |
Вид учебной работы |
Количество часов |
|
|
9 семестр |
||||
1 |
Аудиторные занятия |
16 |
16 |
|
|
В том числе: |
|
|
|
11 |
Лекции |
8 |
8 |
|
12 |
Семинарские/практические занятия |
8 |
8 |
|
13 |
Лабораторные занятия |
- |
- |
|
2 |
Самостоятельная работа |
92 |
92 |
|
|
В том числе: |
|
|
|
21 |
Чтение и анализ текстов, подготовка докладов, сообщений |
76 |
76 |
|
3 |
Промежуточная аттестация |
|
|
|
|
Зачет |
16 |
16 |
|
|
Итого |
108 |
108 |
3.2 Тематический план изучения дисциплины (по формам обучения)
3.2.1. Очная форма обучения
№ п/п |
Разделы/темы дисциплины |
Трудоемкость, час |
|
||||||
Всего |
Аудиторная работа |
Самостоятельная работа |
|
||||||
Лекции |
Семинарские/ практические занятия |
Лабораторные занятия |
Самостоятельная работа |
|
|||||
1 |
Введение. Предмет курса. Место курса в системе дисциплин. Задачи курса, его значение для будущей профессиональной деятельности. |
10 |
2 |
2 |
- |
6 |
|
||
2 |
Тема 1. Методологические основы социологии чтения |
22 |
2 |
6 |
- |
8 |
|||
3 |
Тема 2. История развития социологии чтения в России |
112 |
2 |
6 |
- |
4 |
|||
4 |
Тема 3. Психологические аспекты процессов чтения |
16 |
2 |
4 |
- |
8 |
|||
5 |
Тема 4. Социально-психологические характеристики читателя |
22 |
2 |
4 |
- |
8 |
|||
6 |
Тема 5. Социологические исследования читательской аудитории |
14 |
4 |
6 |
|
8 |
|||
7. |
Тема 6. Социологические и психологические особенности книги |
|
2 |
4 |
|
8 |
|||
8. |
Тема 7. Социально-психологические аспекты деятельности издательства |
|
2 |
4 |
|
8 |
|||
Итого |
108 |
18 |
36 |
|
54 |
||||
3.2.2. Заочная форма обучения
п/п |
Разделы/темы дисциплины |
Трудоемкость, час |
|
|||||||
Всего |
Аудиторная работа |
Самостоятельная работа |
|
|||||||
Лекции |
Семинарские/ практические занятия |
Лабораторные занятия |
|
|||||||
1 |
Введение. Предмет курса. Место курса в системе дисциплин. Задачи курса, его значение для будущей профессиональной деятельности. |
12 |
1 |
1 |
- |
10 |
|
|||
2 |
Тема 1. Методологические основы социологии чтения |
12 |
1 |
1 |
- |
10 |
|
|||
3 |
Тема 2. История развития социологии чтения в России |
10 |
1 |
1 |
- |
8 |
|
|||
4 |
Тема 3. Психологические аспекты процессов чтения |
22 |
1 |
1 |
- |
20 |
|
|||
5 |
Тема 4. Социально-психологические характеристики читателя |
22 |
1 |
1 |
- |
10 |
|
|||
6 |
Тема 5. Социологические исследования читательской аудитории |
16 |
1 |
1 |
|
14 |
|
|||
7 |
Тема 6. Социологические и психологические особенности книги |
12 |
1 |
1 |
|
10 |
|
|||
8 |
Тема 7. Социально-психологические аспекты деятельности издательства |
12 |
1 |
1 |
|
10 |
|
|||
|
Итого |
108 |
8 |
8 |
|
|
92 |
|
||
3.3. Содержание разделов дисциплины
Введение. Предмет курса. Место курса в системе дисциплин. Задачи курса, его значение для будущей профессиональной деятельности
Особенности построения курса, основные темы. Связь курса с другими учебными дисциплинами, общая характеристика основных знаний и навыков, которыми студент должен овладеть в результате освоения курса. Рекомендуемые источники, дополнительные материалы.
Тема 1. Методологические основы социологии чтения
Книга, чтение и общество – основные понятия психологии и социологии чтения.
Объект и предмет дисциплины – книга, читатели и широкий крут психологических и социальных аспектов чтения. Понятие социального явления, его основные признаки. Своеобразие познания социальных явлений, их социологическое изучение. Понятие о функциях прикладной социологии. Социальный закон, характеристика и классификация социальных законов. Статус и место психологии и социологии чтения в системе книговедческого и гуманитарного знания. Границы социологии чтения. Методы социологии чтения.
Тема 2. История развития социологии чтения в России
Предпосылки формирования социологии чтения в России. Грамотность и чтение. Социальные структура и аудитория читателей в XIX веке в России. Развитие социологических исследований чтения в 20-30-е годы нашего века. Социология чтения на современном этапе: проблемы перспективы.
Тема 3. Психологические аспекты процессов чтения
Особенности восприятия, оценки и понимания книги – ключевые моменты классификации читателей. Социологические и психологические аспекты понимания текста.
Развитие способностей к чтению у детей различных возрастных групп. Проявление способности к чтению в читательском поведении и отношении к книге взрослых. Динамика читательских потребностей. Потребности и мотивы к чтению.
Типичность (социальность) и индивидуальность (интимность) читательского поведения различных людей, их отношения к книге. Тестирование индивидуальных и групповых свойств.
Тема 4. Социально-психологические характеристики читателя
Социально-демографические и социально-психологические характеристики читателей. Объект и методы исследования на групповом уровне.
Социально-психологические методы исследования. Социометрические исследования читательских групп. Основные читательские типы.
Социальная структура общества и читательские предпочтения. Социальная динамика читательских типов. Читательские типы и читательские портреты. Возможности воздействия и формирования читательских предпочтений.
Тема 5. Социологические исследования читательской аудитории
Организация и программа социологических исследований. Методы сбора социологической информации (анализ документов, опрос, наблюдение, эксперимент).
Тема 6. Социологические и психологические особенности книги
Книга как социальное и культурное явление. Роль книги в духовной жизни общества. Психологические механизмы воздействия книги на читателя. Книга и ценностные ориентации в обществе. Социально-психологический портрет книги.
Тема 7. Социально-психологические аспекты деятельности издательства
Стратегии издательской деятельности и учет запросов читателей. Социально-психологические механизмы писательской деятельности. Социально-психологические механизмы принятия решений на различных этапах издательской деятельности.
Роль издательств в формировании читательских интересов. Социальные и психологические аспекты рекламной деятельности.
3.4. Тематика семинарских/практических занятий/лабораторных работ
Практическое занятие 1. Задачи курса, его значение для будущей профессиональной деятельности.
Практическое занятие 2. Социология чтения на современном этапе: проблемы перспективы
Практическое занятие 3. Тестирование индивидуальных и групповых свойств читателей..
Практическое занятие 4. Читательские типы и читательские портреты
Практическое занятие 5. Организация и программа социологических исследований.
Практическое занятие 6. . Книга и ценностные ориентации в обществе.
3.4.2. Лабораторные занятия
Не предусмотрены