Contacts:
-
Векшин Георгий ВикторовичПреподаватель
Цели и задачи дисциплины
Цель дисциплины «Семиотика и основы словесного искусства»: подготовка квалифицированного специалиста художника-графика, обладающего знаниями в области общей семиотики и лингвосемиотических основ словесного искусства, понимающего особенности строения и функционирования эстетического знака, принципы взаимодействия вербальной и изобразительной художественной информации, владеющего методами филологического анализа литературного произведения, использующего навыки его понимания и интерпретации для решения профессиональных задач в области книжной иллюстрации и графического дизайна.
Задачами курса является формирование у студентов знаний, необходимых в профессиональной деятельности художника-графика в соответствии с компетенциями ФГОС ВПО:
- углубление знаний студента-художника о языковой природе искусства;
- формирование представлений о знаковом строении и функциях произведений художественной словесности;
- совершенствование навыков семиотического и филологического анализа и интерпретации художественного текста.
В результате освоения
дисциплины студент должен
Знать:
Основные семиотические понятия и историю становления семиотических идей. Принципы внутреннего строения знака и универсальные свойства знаковых систем. Принципы классификации знаков. Коммуникативные возможности естественных языков. Универсальные свойства и функциональные различия знаковых систем. Принципы сегментация коммуникативного пространства и основные функциональные языки социокультурной деятельности, семиотические различия эстетической и прагматической деятельности: Семиотические возможности движения – мимки, жеста. Семиотические особенности мифа. Особенности семиотики вещи, пространства и времени в культуре. Значение субъектно-объектных отношений в художественном познании. Принципы строения знаковых систем изобразительного и словесного искусства. Структуру коммуникативного акта в эстетическом общении. Особенности семиотической организации произведений словесного искусства. Универсалии языка русского искусства. Семиотические основы эволюции художественных форм и эстетических представлений.
Уметь:
- анализировать, на основе полученных знаний, конкретные произведения словесного искусства;
- понимать семиотические процессы, сопутствующие созданию произведений книжной и устной художественной словесности;
- грамотно и логично излагать свои мысли, суждения о литературном произведении в устной и письменной форме;
- корректно интерпретировать явления словесного искусства;
- творчески пользоваться языком с учетом конкретной ситуации, обстановки, эстетических возможностей слова;
- использовать навыки понимания и интерпретации художественного текста для совершенствования работы в области книжной иллюстрации и графического дизайна.
Владеть:
- методами лингвосемиотического анализа художественного текста и знаковых систем искусства;
- навыками анализа взаимодействия вербальных и невербальных знаков в произведениях искусства и графического дизайна.
Содержание дисциплины
Раздел 1. Основные семиотические понятия и история семиотики
- Терминологическое введение.
- Основные вехи развития семиотики как общей теории знаковых систем.
- Русский формализм. Пражский структурализм. Тартуско-московская семиотическая школа. Нейросемиотика.
Раздел 2. Типология и строение знаковых систем.
- Структура знака. Две основные оси в функционировании и изучении знаков и знаковых систем
- Знаковые системы в филогенезе и онтогенезе. Знаковое мышление ребенка.
- Вербальные и невербальные системы знаков. Континуальное и дискретное в строении коммуникативных систем. Конвенциональное и стихийное в языке. Семантика, синтактика и прагматика как основные измерения языковых систем. Естественные и искусственные языки.
Раздел 3. Основные типы знаков по характеру соотношения планов выражения и содержания.
- Принципы классификации знаков. Понятие мотивированности и элементарные типы знаков.
- Индексация и знаки-индексы.
- Изобразительные (иконические) знаки.
- Символические знаки. Символ как основа семиотического функционирования культуры.
- Границы мотивированности в структуре знака и преимущества конвенциональных знаков.
Раздел 4. Содержание и структура знаковых систем. Коммуникативные возможности естественных языков.
- План содержания знака и знаковых систем. Универсальные свойства знаковых систем.
- Функциональные различия семиотических систем.
- Естественный язык как семиотический объект: принципы строения и функционирования слова и высказывания. Типологические особенности русского языка и русского языкового мышления.
Раздел 5. Генезис знаковых систем культуры. Миф как семиотическая система.
- Природа мифопоэтического сознания.
- Основной миф, его пространственно-временная и сюжетная структура. Хаос и Космос.
- Миф и ритуал. Архетип.
- Формы реализации основного мифа в литературе и изобразительном искусстве. Мифологема и символ.
Раздел 6. Семиотика поведения в системе культуры. Функциональные типы социокультурной деятельности.
- Произвольное и непроизвольное в поведении.
- Сегментация коммуникативного пространства и функциональные языки социокультурной деятельности: язык быта, языки социальных отношений, язык науки, языки религии и искусства. Нон-стандарт в языке.
- Значение анти-поведения в художественной культуре.
- Семиотические принципы фольклора.
Раздел 7. Знаковые системы движения.
- Моторика как индексальная знаковая система. Конвенциональные системы невербального поведения: мимика и жест в культуре. Изобразительные и символические жесты.
- Семиотика выразительного движения в искусстве: танец, лицедейство, пантомима, цирк
- Отражение и выражение мимического и моторного в изобразительном искусстве. Семиотика портрета.
Раздел 8. Семиотика времени и пространства.
- Время как семиотический объект. Динамика представлений о времени в разных типах культуры.
- Язык пространственных отношений.
- Траектории движения и семиотика пути.
- Пейзаж и интерьер. Семиотика городской среды.
Раздел 9. Семиотика вещи.
- Субъектно-объектные отношения в эстетической коммуникации. “
- Остраннение” как семиотический принцип искусства
- Вещь как знак. Вещь как объект изобразительного искусства. Семиотика натюрморта.
- Вещь как объект семиотики потребления. Динамика представления о вещи и конструирования вещи в современной культуре. Симулякр.
Раздел 10. Знаковые системы изобразительного искусства.
- Изобразительные знаки и семиотика изображения. Прагматическое и эстетическое в изобразительности.
- Символические изображения. Языки изобразительного искусства: общее и специфическое.
- Живопись и графика, ваяние, зодчество, фотография, кино как семиотические системы искусства.
- Семиотические проблемы иллюстрации и дизайна печатных изданий.
Раздел 11. Словесное искусство как язык. Основы поэтической семантики.
- Знаки естественного языка и их эстетическая реализация.
- Слово и высказывание.
- Изобразительные возможности слова; мимесис.
- Индексация и метонимия.
- Метафора как основа поэтической семантики и путь к символизации.
- Поэтические тропы: сравнение, аллегория, эпитет и др. Символ и эмблема.
Раздел 12. Функциональые аспекты семиотики искусства.
- Структура коммуникативного акта в эстетическом общении. "Я", "Ты" и "Он".
- Искусство как диалог. Автокоммуникация Лирика и эпос. Воплощение “Я”.
- Об эмоции эстетической и внеэстетической: Воплощение “моего”.
- Факт биографический и факт эстетический
- Диалогические формы в художественной словесности.
- Механизмы дейксиса в словесном искусстве.
Раздел 13. Картина мира в словесном искусстве.
- Семантическая оппозиция как принцип организации художественного произведения. Конфликт.
- Проблема выбора и система ценностей. Герой в пространстве произведения.
- Художественный мир писателя и национальная картина мира.
- Знаки-концепты. Семантические универсалии языка русского искусства.
Раздел 14. Семиотика форм художественного сознания в истории европейского искусства. Культура как цикл.
- Причины и закономерности эволюции художественных форм и эстетических представлений. Роль субъектно-объектных отношений.
- Космо- и антропоцентрические тенденции в истории искусства. Литературные эпохи и литературные направления как семиотические понятия.
- Историческая динамика форм художественного сознания: Античность - Средневековье - Возрождение - классицизм - романтизм - реализм - модернизм. Переходные и эклектичные формы сознания в истории литературы: барокко, сентиментализм, соцреализм.
- Модернизм и постмодернизм как завершение культурного цикла.