Contacts:
-
Соколова Ирина СергеевнаПреподаватель
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Настоящая рабочая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.
Рабочая программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, и студентов направления подготовки 42.03.03. «Издательское дело», изучающих дисциплину «Социология СМИ».
Цель курса может быть обозначена как достижение синтеза базовых представлений студентов об обществе, о социальных процессах и личности, полученных из дисциплин социально-гуманитарного цикла, с теоретическим знанием об издательском деле как социальном явлении и области профессиональной деятельности. Целесообразность преподавания курса объясняется, прежде всего, его ориентацией на практику издательского дела. Реальный опыт – и отправная точка рассуждений, и материал для теоретического анализа, и та действительность, которую призвано обогатить новое знание, получаемое в этой области.
Практическая направленность учебного предмета понимается как система целей, стоящих перед курсом «Социология СМИ» в качестве научной дисциплины.
1. Определить место и роль СМИ в социальной действительности, их значение во взаимодействии социальных групп, институтов, организаций общества и индивидов.
2. Обосновать восприятие газетно-журнальной продукции как важнейшего источника познания общественной жизни.
3. Сформировать представление о социологической культуре издателя.
4. Обогатить методический инструментарий студента адаптированными к практике СМИ социологическими методами исследования социальной действительности для изучения природы и функционирования СМИ, а также для применения в профессиональной деятельности.
Задачи курса:
· Изучение социологических подходов к функционированию СМИ,
· Изучение основных методов сбора и анализа информации, применяемых в исследованиях специальных социологических центров и редакционной работе,
· Изучение результатов социологических исследований печати, телевидения, радио, интернет-СМИ, направлений их практического использования в профессиональных целях.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОП
Дисциплина «Социология СМИ» относится к вариативной части, это обязательная дисциплина маркетингового модуля.
Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:
- Б1.В.ДВ.1.2 Социология,
- Б1.Б.4 Экономика.
Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:
- способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2);
- способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности (ОК-3);
- способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6).
Основные положения дисциплины «Социология СМИ» должны быть использованы в дальнейшем при изучении дисциплин:
- Производственная практика.
3.ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ, СООТНЕСЕННЫХ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
В результате освоения ОП бакалавриата обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине:
Коды компетенции |
Результаты освоения ОП Содержание компетенций* |
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине** |
ПК-1 |
Способность осуществлять редакторскую деятельность в соответствии с языковыми нормами, стандартами, форматами, стилями, технологическими требованиями разных медиа |
Знать: - сущность СМИ как вида социальной коммуникации и социального института, - функции, содержание ролей основных участников процесса производства, потребления и распространения информации; Уметь: - находить источники социологических данных о функционировании СМИ на основе их анализа оценивать деятельность конкретных каналов и изданий; Владеть: - способностями формирования заказа на проведение исследований специальными центрами, а также (в рамках имеющихся возможностей) организации необходимых редакционных исследований. |
ПК-2 |
Способность участвовать в производственном процессе выпуска медиапродукта с применением современных редакционных технологий |
Знать: - специфику использования социологических знаний в маркетинговых мероприятиях издательства; Уметь: - использовать социологические знания в маркетинговых мероприятиях издательства; Владеть: - методами проведения маркетинговых мероприятий издательства. |
4.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы.
Форма Обучения |
курс |
Семестр |
Трудоемкость дисциплины в часах |
Форма итогово-го контроля |
||||||
Всего час./ зач. ед |
Аудиторных часов |
Лекции |
Семинарские (практические) занятия |
Лабораторные работы |
Самостоятельная работа |
Контроль (промежуточная аттестация) |
||||
Очная |
4 |
8 |
108/3 |
27 |
9 |
18 |
- |
81 |
- |
зачет |
Очно-заочная |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Заочная |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Вид учебной работы |
Всего часов |
Семестры |
|||
|
8 |
|
|
||
Аудиторные занятия (всего) |
27 |
|
27 |
|
|
В том числе: |
|
|
|
|
|
Лекции |
9 |
|
9 |
|
|
Практические занятия (ПЗ) |
- |
- |
- |
|
|
Семинары (С) |
18 |
|
18 |
|
|
Лабораторные работы (ЛР) |
- |
- |
- |
|
|
Самостоятельная работа (всего) |
81 |
|
81 |
|
|
В том числе: |
|
|
|
|
|
Курсовой проект (работа) |
|
|
|
|
|
Расчетно-графические работы |
|
|
|
|
|
Реферат |
41 |
|
41 |
|
|
Другие виды самостоятельной работы |
|
|
|
|
|
Чтение текстов, подготовка сообщений, знакомство с комплектами изданий |
40 |
|
40 |
|
|
Вид промежуточной аттестации (зачет) |
|
|
|
|
|
Общая трудоемкость 108 час 23 зач. ед. |
108 |
|
108 |
|
|
3 |
|
3 |
|
|
Содержание разделов дисциплины
№ п/п |
Наименование раздела дисциплины |
Содержание раздела |
1 |
Объект и предмет социологии СМИ |
1.1. Объект социологии СМИ Социальная коммуникация. Основания для классификации видов социальной коммуникации. Масса, массовая коммуникация, массовая информация, массовизация. СМИ как вид массовой коммуникации. 1.2. Предмет, структура и проблематика социологии СМИ. Предмет и структура социологии СМИ. Проблематика социологических исследований СМИ. |
2 |
Социальные функции СМИ |
2.1. О подходах к моделированию функций СМИ. 2.2. Коммуникативная функция. Содержание коммуникативной функции. Доступ к коммуникации. СМИ в системе социальных связей. Коммуникация и трансмиссия. Коммуникативные конфигурации в СМИ 2.3. Информационная функция Содержание функции. Дисфункции информационной деятельности. Медиатизация. Формирование повестки дня 2.4. Ценностно-регулирующая функция Содержание функции. Ценностно-регулирующая функция и социализация 2.5. Социально-организационная и социально-креативная функции Содержание функции. СМИ и общенациональная идентичность. Процесс индивидуализации и социальное строительство. СМИ как фактор формирования общественного мнения и его субъекта. СМИ и новые социальные общности 2.6. Функция форума, или канала социального участия Содержание функции. Понятие социального/гражданского участия. Форум, участие и обратная связь. Информационный аспект социального участия. Функция форума как необходимая для всех типов СМИ. Социальное представительство и участие. Демократизм и профессионализм в управлении обществом. Факторы участия. Институциональные и гражданские права. Социальные и информационные технологии участия 2.7. Функция психического регулирования Содержание функции. Факторы эмоционального влияния СМИ. |
3 |
СМИ в процессе обмена капиталами
|
3.1. Социальные пространства, поля, капиталы 3.2. Ресурсы медийного поля Конвертация капиталов в поле СМИ. Капитал известности в поле СМИ. СМИ-власть-бизнес-общество 3.3. Социальный капитал и СМИ. |
4 |
История социологии СМИ |
4.1. Зарождение социологического знания. Возникновение СЖ в Западной Европе и СМИ. Методологические основы, заложенные зарубежными социологами. Социологи-эмпирики. 4.2. Условия и факторы развития социологии печати, радио и телевидения 4.3. Отечественная социология СМИ: дореволюционный и послереволюционный период развития 4.4. Основные этапы послевоенного развития отечественной социологии СМИ 4.5. Поиск методологических и методических оснований. |
5 |
Эмпирические исследования СМИ: процедура и методы |
5.1.Измерение в социологии. Социальный факт 5.2. Виды эмпирических исследований Критерии выделения видов исследования. Социальные показатели. Шкалы 5.3. Процедура исследования и факторы надежности собранной информации 5.4. Выборка и репрезентативность данных 5.5. Методы сбора данных Опросы. Изучение документов. Наблюдение. Экспериментальный метод и тестирование 5.6. Организация эмпирических исследований Стандартные исследования (медиаметрия). Эксклюзивные заказные исследования. Собственные редакционные исследования 5.7. Статистическая обработка и интерпретация собранных данных. Представление результатов исследования. |
6 |
Направления эмпирических исследований |
6.1.Коммуникаторы/журналисты Проблематика исследований. Журналисты и их контрагенты. Непрофессиональные коммуникаторы. Методы исследований журналистов 6.2.Контент Проблематика эмпирических исследований контента. Анализ различных знаковых систем и коммуникативных ситуаций. Контент-анализ отдельных акций в СМИ 6.3.Канал/средство массовой информации Канал как способ доставки контента Каналы, относящиеся к разным средствам передачи информации 6.4.Аудитория СМИ Факторы развития эмпирических исследований аудитории. Концепции и парадигмы исследований. Понятия и показатели. Тенденции в поведении аудитории. Отношение аудитории к СМИ. Сегментирование аудитории. 6.5.Эффекты Понятия «эффект» и «эффективность». Виды эффектов. Опыт исследования эффектов в XX в. |
5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Методика преподавания дисциплины «Социология СМИ» и реализация компетентностного подхода в изложении и восприятии материала предусматривает лекции, лекции-обсуждения, проблемные лекции, подготовку докладов, контактные консультации в виде индивидуального разбора представленных докладов, помощь в подборе литературы для выступления. Семинарские занятия в виде докладов, обсуждений, разбора подготовленных дома домашних заданий (по текстам СМИ).
На лекциях используются интерактивные формы работы.
а) в виде групповых дискуссий. Обсуждение прочитанного материала, аргументация своей позиции; формирование умения применять разбираемые понятия для анализа социальной реальности, анализа различных социальных явлений и процессов с разных точек зрения, с позиции различных социологических подходов.
б) Разработка и презентация групповых проектов. Анализ выбранной социальной проблемы с социологической точки зрения, анализ того, как эта проблема освещается в СМИ.
Групповой проект (в мини-группах) включает презентацию результатов анализа перед однокурсниками, их доработку и представление в письменном виде в формате реферативного эссе.
1. На основе анализа социологических статей (журналы «Социологические исследования», «Социальная реальность», «Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены» и др.) выбрать актуальную для современного российского общества социальную проблему, рассмотреть освещение проблемы в СМИ.
2. Дать научное обоснование тому, что выбранное явление действительно является социальной проблемой.
3. Показать, в чем заключается социологический подход СМИ к анализу выбранной социальной проблемы, проиллюстрировать это примерами из исследований.
4. Сравнить подходы к анализу выбранной социальной проблемы в разных СМИ, проиллюстрировать это примерами из периодических изданий.
Подготовка собственных исследовательских проектов-эссе.
а. Мониторинг интереса СМИ к изучению отношений власти.
Формат: эссе-исследование.
Суть задания: просмотреть в периодических изданиях за последние 10-12 месяцев статьи по тематике «власть» (это могут быть теоретические обзоры, аналитические статьи, описание данных эмпирических исследований и т.п.). Проанализировать, какие именно темы поднимались для обсуждения в периодике; на каких вопросах акцентировалось внимание; в каких аспектах рассматривалось понятие власть, в совокупности с какими понятиями; как менялся этот интерес на протяжении рассматриваемого периода.
б. Иллюстрация различных подходов к определению понятия «культура».
Формат: эссе-реферат.
Суть задания: на основе аналитических статей, опубликованных в СМИ, проиллюстрировать различные подходы к определению понятие «культура»
Групповой проект с использованием методов социологического исследования.
Работа в мини-группах по 3-5 человека.
Каждая группа выбирает актуальную социальную проблему и изучает её освещение в различных СМИ. Исследование проблемы осуществляется с помощью какого-либо из методов социологического исследования, наиболее подходящего для рассмотрения данной социальной проблемы.
6. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
В процессе обучения используются следующие оценочные формы самостоятельной работы студентов, оценочные средства текущего контроля успеваемости: контрольные работы, рефераты и эссе. Оценочные средства текущего и промежуточного контроля успеваемости включают тематику контрольных работ, рефератов, эссе, контрольные вопросы.
Форма промежуточной аттестации: зачет в форме устного собеседования.
Примерная тематика контрольных работ, рефератов, эссе, образцы контрольных вопросов для проведения промежуточного контроля представлены в приложении 1.
6.1. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
6.1.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы.
В результате освоения дисциплины формируются следующие компетенции:
Код компетенции |
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать |
ПК-1 |
Знанием сущности СМИ как вида социальной коммуникации и социального института, функций, содержания ролей основных участников процесса производства, потребления и распространения информации; умением находить источники социологических данных о функционировании СМИ на основе их анализа оценивать деятельность конкретных каналов и изданий способностями формирования заказа на проведение исследований специальными центрами, а также (в рамках имеющихся возможностей) организации необходимых редакционных исследований. |
ПК-2 |
Знанием специфики использования социологических знаний в маркетинговых мероприятиях издательства; умением использовать социологические знания в маркетинговых мероприятиях издательства; способностями применять методы проведения маркетинговых мероприятий издательства. |
В процессе освоения образовательной программы данных компетенций, в том числе их отдельные компоненты, формируются поэтапно в ходе освоения обучающимися дисциплин, практик в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса.
6.1.2. Описание показателей и критериев оценивания компетенций, формируемых по итогам освоения дисциплины (модуля), описание шкал оценивания
Показателем оценивания компетенции на различных этапах их формирования является достижение обучающимися планируемых результатов обучения по дисциплине.
ПК-1 - способность осуществлять редакторскую деятельность в соответствии с языковыми нормами, стандартами, форматами, стилями, технологическими требованиями разных медиа |
||||||
Показатель |
Критерии оценивания |
|||||
2 |
3 |
4 |
5 |
|||
знать: сущность СМИ как вида социальной коммуникации и социального института, функции, содержания ролей основных участников процесса производства, потребления и распространения информации;
|
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие знаний издательского дела
|
Обучающийся демонстрирует неполное соответствие знаний издательского дела. Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями и их переносе на новые ситуации. |
Обучающийся демонстрирует частичное соответствие издательского дела, но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
|
Обучающийся демонстрирует полное соответствие знаний издательского дела, свободно оперирует приобретенными знаниями
|
||
уметь: находить источники социологических данных о функционировании СМИ на основе их анализа оценивать деятельность конкретных каналов и изданий
|
Обучающийся не умеет или в недостаточной степени умеет правильно интерпретировать социологическое знание и надлежащим образом применять эти знания на практики
|
Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих умений: правильно интерпретировать социологическое знание и надлежащим образом применять эти знания на практике. Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность умений по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании умениями при их переносе на новые ситуации. |
Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих умений: правильно интерпретировать социологическое знание и надлежащим образом применять эти знания на практике. Умения освоены, но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях, переносе умений на новые, нестандартные ситуации.
|
Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих умений: правильно интерпретировать социологическое знание и надлежащим образом применять эти знания на практике. Свободно оперирует приобретенными умениями, применяет их в ситуациях повышенной сложности.
|
||
владеть: способностями формирования заказа на проведение исследований специальными центрами, а также (в рамках имеющихся возможностей) организации необходимых редакционных исследований.
|
Обучающийся не владеет или в недостаточной степени владеет способностью использовать полученные знания в издательской деятельности. |
Обучающийся владеет в неполном объеме необходимыми профессиональными способностями, допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность владения знаниями по ряду показателей. Обучающийся испытывает значительные затруднения при применении знаний в новых ситуациях. |
Обучающийся частично владеет профессиональными умениями. Знания освоены, но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения в постановке и решении практических и теоретических вопросов, переносе умений на новые, нестандартные ситуации.
|
Обучающийся в полном объеме владеет методами издательского дела, свободно применяет полученные умения в ситуациях повышенной сложности.
|
||
ПК-2 - способность участвовать в производственном процессе выпуска медиапродукта с применением современных редакционных технологий |
||||||
Показатель |
Критерии оценивания |
|||||
2 |
3 |
4 |
5 |
|||
знать: специфику использования социологических знаний в маркетинговых мероприятиях издательства;
|
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний: социологических основ издательского дела
|
Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний: социологических основ издательского дела. Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями и их переносе на новые ситуации. |
Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний: социологических основ издательского дела, но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
|
Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний: социологических основ издательского дела, свободно оперирует приобретенными знаниями
|
||
уметь: использовать социологические знания в маркетинговых мероприятиях издательства;
|
Обучающийся не умеет или в недостаточной степени умеет правильно интерпретировать социологические данные и надлежащим образом применять эти знания на практики. В должной мере не обладает социологической грамотностью.
|
Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих умений: правильно интерпретировать социологические данные и надлежащим образом применять эти знания на практике. Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность умений по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании умениями при их переносе на новые ситуации. |
Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих умений: правильно интерпретировать социологические данные и надлежащим образом применять эти знания на практике. Умения освоены, но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях, переносе умений на новые, нестандартные ситуации.
|
Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих умений: правильно интерпретировать социологические данные и надлежащим образом применять эти знания на практике. Свободно оперирует приобретенными умениями, применяет их в ситуациях повышенной сложности. Владеет культурой социологического мышления.
|
||
владеть: методами проведения маркетинговых мероприятий издательства.
|
Обучающийся не владеет или в недостаточной степени владеет способностью использовать полученные знания в издательской деятельности. |
Обучающийся владеет в неполном объеме необходимыми профессиональными методами, допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность владения методами по ряду показателей. Обучающийся испытывает значительные затруднения при применении знаний в новых ситуациях. |
Обучающийся частично владеет профессиональными способностями. Знания освоены, но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения в постановке и решении практических и теоретических вопросов, переносе умений на новые, нестандартные ситуации.
|
Обучающийся в полном объеме владеет методами издательского дела, свободно применяет полученные знания в ситуациях повышенной сложности.
|
||
Шкалы оценивания результатов промежуточной аттестации и их описание:
Форма промежуточной аттестации: зачет.
Промежуточная аттестация обучающихся в форме зачёта проводится по результатам выполнения всех видов учебной работы, предусмотренных учебным планом по данной дисциплине (модулю), при этом учитываются результаты текущего контроля успеваемости в течение семестра. Оценка степени достижения обучающимися планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю) проводится преподавателем, ведущим занятия по дисциплине (модулю) методом экспертной оценки. По итогам промежуточной аттестации по дисциплине (модулю) выставляется оценка «зачтено» или «не зачтено».
Шкала оценивания |
Описание |
Зачтено |
Выполнены все виды учебной работы, предусмотренные учебным планом. Студент демонстрирует соответствие знаний, умений, приведенным в таблицах показателей, оперирует приобретенными знаниями, умениями, способностями, применяет их в ситуациях повышенной сложности. При этом могут быть допущены незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях, переносе знаний и умений на новые, нестандартные ситуации. |
Не зачтено |
Не выполнен один или более видов учебной работы, предусмотренных учебным планом. Студент демонстрирует неполное соответствие знаний, умений, приведенным в таблицах показателей, допускаются значительные ошибки, проявляется отсутствие знаний, умений, по ряду показателей, студент испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями и умениями при их переносе на новые ситуации. |
Фонды оценочных средств представлены в приложении 1 к рабочей программе
7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
7.1. Основная литература ко всему курсу
Фомичева, И.Д. Социология СМИ, учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений, обучающихся по спец. "Журналистика"; М., Аспект Пресс, 2007. - 334 с.
Фомичева, И.Д. Социология СМИ, учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений. - М., Аспект Пресс, 2012. - 360 с.
Фомичева И.Д. Индустрия рейтингов, Введение в медиаметрию - М., Аспект Пресс, 2004. - 154 с.
Социология журналистики, Учебное пособие для вузов; М., Аспект Пресс, 2004. - 317 с.
Социология журналистики, методические указания по изучению дисциплины для студентов, обучающихся по специальности 030601.65 - Журналистика; М.,МГУП имени Ивана Федорова, 2012;28 с.
Федотова, Л.Н. Общественное мнение и журналистика, учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М., Изд-во Моск. ун-та,2011;376 с.
7.2. Дополнительная литература
Бурдье П. Социальное пространство: поля и практики. – СПб, 2005.
Федотова Л.Н. Социология массовой коммуникации. – М, 2009.
Липпман У. Общественное мнение. - М.: ФОМ, 2004.
Ноэль-Нойман Э. Открытие спирали молчания. - М., 1994.
Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. - М., 1980.
Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. – М., 2004.
Грушин Б.А. Четыре жизни России. В четырех томах. Часть 1. – М., 2003.
7. 3. программное обеспечение
Наименование ПО |
№ договора |
APM WinMachine 11 |
ФО-469/2014 от 24.03.2014 г. |
Adobe Creative Cloud |
16315-М87 от 8.04.2015 г. |
Autodesk |
|
CorelDraw X4 |
24/08 от 19.05.2008 г. |
Dia |
free |
National Instruments Software |
24/08 от 19.05.2008 г. |
Lazarus 1.2.4 |
free |
LibreOffice 5 |
free |
MathCad 14 |
24/08 от 19.05.2008 г. |
Microsoft Office Access 2007 |
1981-М87 от 03.02.2014 г. |
Microsoft Office Project 2007 |
1981-М87 от 03.02.2014 г. |
NetBeans IDE 8 |
free |
Notepad++ |
free |
Scribus 1.4.6 |
free |
T-FlexCad Учебная Версия 12 |
free |
TeploMGUP |
|
WinDJView 2.0.2 |
free |
КОМПАС 3D Viewer V14 |
free |
Система тестирования АСТ |
|
1C 8 учебная |
53936-М87 от 01.12.2011 г. |
Консультант+ |
223876 |
eAuthor |
121711-М87 от 5.11.2014 г. |
СТАТИСТИКА |
24/08 от 19.05.2008 г. |
Microsoft Office Стандартный 2007 |
24/08 от 19.05.2008 г. |
MatLab R2009a |
24/08 от 19.05.2008 г. |
Denwer |
free |
Назад
7.4. базы данных, информационно-справочные и поисковые системы
Не требуется
7.5. Нормативно-правовые документы
Закон РФ «О средствах массовой информации» от 27.12.1991 N 2124-1.
7.6.Ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»
сайты исследовательских организаций (Gallup media, Comcon-2, Левада-центр, Мониторинг.ru и др.)
Образовательный портал «Экономика. Социология. Менеджмент» www.ecsocman.ru
Научная электронная библиотека http://elibrary.ru/
Национальная электронная библиотека http://nel.nns.ru/
Сервер «Социология» http://www.soc.pu.ru/
Социокультурная методология анализа российского общества http://scd.plus.centro.ru/
http://www.isras.ru/ - сайт Института социологии РАН;
http://www.gmj.sfedu.ru/index.htm - сайт «Глобальный медиажурнал»;
http://postnauka.ru/ - сайт «ПостНаука»
Электронные архивы отечественных журналов по социологии:
«Вопросы социологии» http://sociologos.net/voprosy_sociologii
«Журнал исследований социальной политики» http://www.jsps.ru/
«Журнал социологии и социальной антропологии» http://www.jourssa.ru/
«Социологический журнал» http://www.isras.ru/Sociologicalmagazine.html
«Социальная реальность» http://socreal.fom.ru
«Социологические исследования» http://www.isras.ru/socis.html
«Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены»
http://www.nir.ru/Socio/scipubl/wciom/monitor.htm/
«Политические исследования (Полис)» http://www.politstudies.ru/
«Социология 4М: методология, методы, математические модели»
http://www.nir.ru/Socio/scipubl/4M.htm/
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Лекционная аудитория, оснащенная проектором для демонстрации слайдов, экраном и звуковым комплексом (учебный корпус, расположенный по адресу: г. Москва, ул. Садовая-Спасская, д.4-6; ауд. 109, 208).
Переносной проектор для демонстрации слайдов при проведении семинаров (BENQ); ноутбук для демонстрации слайдов при проведении семинаров (существующие альтернативы: ASUS, ACER, HP).
Аудитории для проведения практических занятий (учебный корпус, расположенный по адресу: г. Москва, ул. Садовая-Спасская, д.4-6; ауд. 202, 203, 204, 206, 302, 303, 305, 307).
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Самостоятельная внеаудиторная работа студента направлена на выработку профессиональной привычки самостоятельной работы по поиску, анализу информации по теме, систематизации материала. Предполагается подготовка реферата, презентации в мультимедийном формате по теме курса. Обязательно знакомство с современными печатными и электронными СМИ.
Во время самостоятельной работы по усвоению курса студенты готовят эссе, рефераты, рецензии, контрольные работы. Требования к оформлению работы: компьютерный набор, объем 20-25 страниц, 14 шрифт, полуторный межстрочный интервал. Результаты самостоятельной работы оформляются в специальные папки и принимаются во внимание при выставлении оценок по результатам изучения курса.
Результирующая оценка слагается из следующих составляющих:
- посещение лекций;
- активное участие в семинарских занятиях;
- написание письменных работ по заданной теме (эссе, рефераты, рецензии, публикации в газетах и журналах);
- результаты письменных и устных опросов.
- ответ во время зачета или экзамена.
Требования к рефератам: Выберите наиболее интересную для Вас тему из предложенного списка или сформулируйте ее самостоятельно, подберите источники и дополнительную литературу по данной теме. Ознакомьтесь с источниками и литературой. Изложите тему, используя всю изученную Вами литературу и документы. Нет необходимости дословно переписывать или сканировать текст. Изложение должно быть систематизированным, логичным и самостоятельным.
Объем работы до 40-50 страниц компьютерного текста (лист формата А-4, шрифт 14, полуторный интервал).
В работе должны быть представлены следующие разделы: план, отражающий структуру работы; введение (актуальность или значимость темы, цель и задачи работы); основная часть (изложение важнейших проблем темы на основе представленного плана); заключение (выводы по теме и собственные оценки); список использованной литературы (с обязательным указанием выходных данных: автор, название, место и год издания).
При цитировании обязательны постраничные ссылки на использованную литературу с точным указанием автора, названия книги, места и года издания и страницы. Работа, не имеющая научного аппарата, возвращается автору для доработки.
Формы текущего и промежуточного контроля: написание эссе, рефератов, контрольных работ; выступление на круглых столах; участие в работе на семинарах, устные и письменные опросы. Дисциплина оценивается в ходе зачета. Зачет принимается в форме собеседования, обязательны дополнительные вопросы по каждой пропущенной или плохо отработанной на семинаре теме.