Теория композиции

Кафедра ХТОПП

 

 

О курсе

 

Курс создан для изучения студентами направлений 54.05.01 «Графика»

Дисциплина «Теория композиции».

Дисциплина «Теория композиции» рассматривает основные законы построения композиции в живописи, графике, дизайне. Законам композиции подчиняются все виды искусства 

Дисциплина аккумулирует и систематизирует знания, приобретенные студентами при изучении профессиональных дисциплин.

Основными целями освоения дисциплины «Теория композиции» является формирование:

знаний в области теории композиции;

умения ориентироваться в проблематике современной теории композиции;

навыков анализа актуальных проблем теории композиции.

Основной задачей освоения дисциплины «Теория композиции» является формирование у обучающихся знаний, необходимых для осуществления профессиональной деятельности художника-графика в соответствии с компетенциями ФГОС ВО.

Трудоемкость дисциплины: 144 часа, изучается в 7 и 8 семестрах.

Первый модуль включает Лекционных часов – 36, практических занятий 18 часов.

Курс: 144, ЭОР: 36

2 модуль является логическим продолжением 1 модуля дисциплины «Теория искусства», но если 1 модуль разбирал общетеоретические проблемы теории композиции общие как для формальных, так и для фигуративных композиций.

2 модуль дисциплины «Теория композиции» рассматривает проблемы, ориентированные на задачи, стоящие перед живописцами и графиками при выполнении станковых произведений, тиражной графики (типа плакатов) - это раздел 1.

2 раздел акцентирован на проблемах композиции в книжном искусстве.

Последние темы связаны с искусствами «кинетическими».

Во втором модуле более подробно разбираются концепции отечественных теоретиков, посвященные проблемам книжного искусства.

Второй модуль включает Лекционных часов – 36, практических занятий 18 часов.

 

Авторы курса: 

Доцент Лемешко

Татьяна Владимировна

 

Старший преподаватель Мажуль

Кася Николаевна

 

Структура:

Лекции -18 тем

 

Вводная лекция

Раздел 1

1. Время в композиции

2. Цвет в композиции

3. Значение границы, рамы

4. Поверхность и изобразительный материал

5. Фактура, текстура, цвет как пространственные характеристики

6. Композиция как режиссура

7. Стиль в искусстве

8. Троп, метафора, теория «остранения» Шкловского

9. Анализ композиционных структур. Композиционные схемы

10. Композиционные решения в живописи

Раздел 2

11. Композиция в пространственно-временных искусствах.

12. Теория Фаворского

13. Концепция Гончарова

14. Теория иллюстрации

15. Концепция В. Ляхова

16. Геометрия книги

17. Теория С. Эйзенштейна

18. Теория композиции кинетического художественного произведения

 

Практические занятия: 9 занятий.

· Подача текстовых материалов и задания построены таким образом, что позволят обеспечить системное освоение материала, научат самостоятельной работе под контролем преподавателя, разовьют и систематизируют творческие навыки.

· Изучение дисциплины является сочетанием лекций и практических занятий.

· Допуском к зачету служит выполнение заданий, включающее доклад-презентацию и графические задание к темам. Обязательным является подготовка доклада по темам, выбранным студентом. 

· Студент должен пройти тест, что продемонстрирует: как он усвоил теоретический материал. 

· Критериями оценки являются:

· подготовка и предоставление в аудитории доклада, на выбранную тему во время практических занятий; уровень выполнения доклада определяет балл.

· положительные оценки по тестированию, больше 50%;

· выполнение практических заданий

· Для получения доступа к прохождению экзамена выполнение всех перечисленных задач является обязательным.

Входе изучения дисциплины «Теория композиции» формируются следующие компетенции:

 ОК-1 способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу;

ОПК-1 способностью собирать, анализировать, интерпретировать и фиксировать явления и образы окружающей действительности выразительными средствами изобразительного искусства, свободно владеть ими, проявлять креативность композиционного мышления