О зна­чимости и богатстве русского литературного языка как для отдельного человека, так и для всего народа неоднократно говорили и писали в научной среде.  Так, выдающийся русский лингвист и литературовед В.В. Виноградов отмечал, что «высокая культура разговорной и письмен­ной речи, хорошее знание и чутье родного языка, умение пользоваться выразительными средствами, его стилистическим многообрази­ем - самая лучшая опора, самое верное под­спорье и самая надежная рекомендация для каждого человека в его общественной жизни и творческой деятельности»[1]. Другой российский и советский лингвист А.М. Пешковский писал, что «уменье говорить - это то смазочное мас­ло, которое необходимо для всякой культурно-государственной машины и без которого она просто остановилась бы. Если для общения людей вообще необходим язык, то для культурного общения необходим как бы язык в квадрате, язык, культивируемый как особое искусство, язык нормативный»[2]. По сути, оба лингвиста говорили об одном и том же: о важности владения коммуникативными навыками – знаниях человека норм и правил общения, способностях интерпретировать полученную информацию и правильно, эффективно ее передавать, виртуозно использовать богатство и выразительность русского языка.

Знание культуры родного языка, владение спецификой жанров различных стилей речи, умение грамотно пользоваться словами – единственным инструментом влияния на окружающих – необходимы практически в любой профессии. Не секрет, что большинство людей с математическим типом мышления или, как часто говорят, техническим складом ума зачастую испытывают трудности в следовании определенным правилам (они больше практики, чем теоретики), в способности логически рассуждать (они предпочитают действовать, а в процессе вводить собственные правила).  Именно поэтому на семинарах по «Русскому языку и культуре речи» мы отдаем предпочтение системно-деятельностному подходу. Каждое занятие включает небольшой объем теоретического материала, различные интерактивные формы работы со студентами: обсуждение вопросов, групповые упражнения и игры, анализ структурных и языковых особенностей текстов различных жанров и стилей, составление текстов. Отдельное внимание уделяется развитию речевой компетентности: умению говорить логично, четко, последовательно, образно, подчинять высказывания одной мысли, эффективно слушать.

Особенностью содержания предложенного курса является интеграция дисциплины «Русский язык и культура речи» с другими предметами: литературой, логикой, психологией рекламы, этикой делового общения, деловыми коммуникациями, искусством презентации и др. Интегрированный подход к обучению позволяет повысить интерактивную компетентность студентов, делает занятия интересными и запоминающимися.



[1] Литературный язык. Формы существования национального языка:  [Электронный ресурс]. URL: http://uchebnik-online.com/38/3.html. (Дата обращения: 11.02.2016).

[2] Там же.