Цели освоения
дисциплины (модуля) «Практическая и функциональная стилистика русского
языка»:
сформировать у обучающегося навыки правильной, точной, уместной, целесообразной и эффективной речи, умение осуществлять максимально успешную коммуникацию на основе сознательного отбора языковых средств с учетом предмета речи, среды общения и речевой ситуации, целей общения, характера говорящего и адресата.
Дисциплина призвана вооружить будущего редактора и издателя речевым инструментарием решения его базовой профессиональной задачи – быть успешным коммуникативным посредником между автором и читателем – и предназначена для профессиональной подготовки бакалавров по направлению «Издательское дело».
Задачи дисциплины:
· Сформировать у обучающегося понимание стилистики как учения о критериях, задачах и результатах выбора вербальных средств коммуникации.
· Дать представление о семантике языка как основном предмете стилистики.
· Научить дифференцировать стилистические приемы и ошибки на разных уровнях строения речи.
· Сформировать способность выявлять и контролировать существенные в конкретном контексте элементы значения языковой единицы.
· Дать полное представление о видах стилистической окраски языковых единиц, научить методам и приемам выявления всех компонентов стилистической окраски и контроля за их использование в контексте. Научить методам и приемам стилистического анализа и стилистической правки текста.
· Сформировать способность оценивать текст с точки зрения правильности, ясности и точности, уместности и целесообразности используемых в нем речевых средств. Выработать навыки повышения коммуникативной эффективности текста.
Содержание тем (разделов) дисциплины
№ п/п |
Наименование раздела дисциплины |
Содержание раздела |
Форма текущего контроля успеваемости |
1. |
Раздел 1. Введение.
|
Тема 1. Стилистика как учение о критериях, задачах и результатах выбора речевых средств коммуникации. Вариативность и варианты речевого поведения как предмет стилистики. Аспекты и разделы стилистики. Практическая стилистика как стилистика правильности и точности; функциональная стилистика как стилистика целесообразности и эффективности. Стилистика в ее отношении к смежным дисциплинам: риторике, прагмалингвистике, культуре речи. Роль лингвистической стилистики в редакционно-издательском деле. |
Опрос на практическом занятии |
2. |
Раздел 2. Единицы всех уровней языка и речевые приемы как объект стилистики.
|
Тема 1. Выбор смыслов и выбор речевых форм (ось синонимии и ось омонимии в стилистике).Семантика как предмет стилистики. Структура значения. Денотация и коннотация. Стилистическая окраска в семантической структуре языковых единиц.
|
|
3 |
Раздел 3. Стилистические ошибки. |
Тема 1. Виды речевых ошибок. Отношение стилистических ошибок к стилистическим приемам(непреднамеренно и преднамеренно неправильное и неожиданное в речи). Речевые прототипы. Стандарт, клише и штамп. |
Опрос на практическом занятии, редактирование текстов |
4 |
Раздел 4. Денотативная семантика речевых единиц в свете стилистики.
|
Тема 1 Выбор предмета речи и темы. Денотация в структуре лексического значения: «оттенки» смысла слова и их актуализация в высказывании. Внутренняя форма слова и ее роль в речи. Тема 2. Стилистический потенциал номинативной семантики односоставных и двусоставных предложений. Предикативность и полупредикативность в организации речи. Тема 3. Правильность, логичность и точность речевого варианта. Принципы аргументации. Демагогия. Эвфемизмы в речи. Алогизм как ошибка и прием. Семантическая избыточность и недостаточность. |
Опрос на практическом занятии, тест, редактирование текстов для радио и телевидения. |
5 |
Раздел 5. Синонимия как основа речевой вариативности. |
Тема 1. Нарушение семантической совместимости слов как ошибка и прием. Тема 2. Синтаксическая и словообразовательная синонимия. Вариантные формы в русской грамматике. Выражение семантического сходства в структуре однородных членов предложения. Прием градации. Тема 3. Семантическая противоположность в фокусе стилистики. Выражение семантических оппозиций в строении текста. Прием антитезы. |
Опрос на практическом занятии, тест, редактирование текстов. |
6 |
Раздел 6. Полисемия, омонимия и паронимияв свете стилистики.
|
Тема 1. Стилистический потенциал полисемии, омонимии и паронимии в лексике и фразеологии. Слово и лексико-семнтический вариант как объекты стилистики. Смешение паронимов и парономазия. Повтор и тавтология. Позиционное варьирование речевых средств, инверсия. Каламбур и смежные приемы языковой игры. Омонимия и многозначность в грамматике. Синтаксическая многозначность как ошибка и способы ее устранения. Природа словесного образа. |
Опрос на практическом занятии, тест, редактирование текстов. |
7 |
Раздел 7. Стилистическая окраска языковых единиц как важнейшее средство стилистики.
|
Тема 1. Стилистическая окраска как индикатор коммуникативной среды и типизированной речевой роли говорящего. Виды стилистической окраски языковых единиц и речевых приемов: функционально-стилевая, социально-жанровая, эмоционально-оценочная. |
Опрос на практическом занятии, тест, редактирование текстов. |
8 |
Раздел 8. Функционально-стилевая окраскаязыковых единиц и ее разновидности.
|
Тема 1. Универсальные сферы социокультурной коммуникации и универсальные речевые роли.Понятия функционального стиля языка и функционального типа речи. Функциональный стиль языка как совокупность единиц с однотипной функционально-стилевой окраской. Тема 2. Разговорное и книжное в языке и речи. Происхождение и функции обиходно-разговорной, официально-деловой, идеологической, научной, художественной и религиозной окраски единиц языка. Идеологизмы и идеологемы, наукообразие и научность, поэтичное и поэтическое в речевой коммуникации. |
Опрос на практическом занятии, тест, редактирование текстов. |
9 |
Раздел 9. Социально-жанровая окраскаязыковых единиц. |
Тема 1. Виды социально-жанровых обертонов речи. Стандарт и субстандарт. Проблема просторечия. Влияние социолектов на литературный язык. Социально-, профессионально-, территориально-, генетически-, хронологически, гендерно- и жанрово-специфичное в языке и коммуникации. Стилистическая оценка новообразований и заимствований. Табу как проблема стилистики. |
Опрос на практическом занятии, редактирование текстов. |
10 |
Раздел 10. Способы выражения оценки в речи. Эмоционально-оценочная окраска языковых единиц в системе оценочных средств языка.
|
Тема 1 Способы выражения осуждения и одобрения, похвалы и порицания в речи. Выражение почтения и пренебрежения. Оппозиция высокого и низкого как наследие эстетики и стилистики классицизма. Прямая и косвенная оценка |
Опрос на практическом занятии, редактирование текстов. |
11 |
Раздел 11. Коннотация как особый вид ассоциативной семантики языка.
|
Тема 1. Понятие коннотации (по Ю.Д.Апресяну). Способы создания коннотативных эффектов в речи. Коннотация как средство оценки. Понятие концепта. Роль коннотации в формировании лингвокультурных концептов и стереотипов речевого поведения.. |
Опрос на практическом занятии |
12 |
Раздел 12. Принципы выбора стилистических окрасок и их комбинирования в тексте.
|
Тема 1. Семантико-стилистическая однородность и стилистический контраст (конфликт). Значение стилистически нейтрального; стилевой нейтралитет как потенциальное экспрессивное средство.Стилистика разноречия в публицистическом и художественном тексте. |
Опрос на практическом занятии |
13 |
Раздел 13. Стилистические приемы русской речи.
|
Тема 1. Понятие экспрессивности. Стилистический потенциал лексики и фразеологии. Тропы, фигуры, операции языкового преобразования и языковой игры. Экспрессивное преобразование фразеологизмов. Метафора и метонимия как способы мышления и инструменты общения; современная теория метафоры. Тема 2. Стилистический потенциал синтаксиса. Приемы диалогизации речи. Стилистический потенциал синтаксического присоединения. Прием парцелляции. Стилистические возможности многосоюзия и бессоюзия. Коммуникативное ожидание и минус-прием. Умолчание и эллипсис. Тема 3. Приемы периодической речи. Структурный и семантический параллелизм. Композиционные приемы текстообразования. |
Опрос на практическом занятии, редактирование текстов. |
14 |
Раздел 14. Коммуникативный потенциал высказывания.
|
Тема 1. Актуальное членение и его варьирование как стилистическое средство Тема 2. Дейксис как инструмент коммуникации. Тема 3. Пресуппозиция и импликация в системе средств выражения и воздействия. Приемы косвенной коммуникации. Тема 4. Стилистика нарратива. Точка зрения автора и повествователя в произведении. Стилистика авторской и неавторской речи. |
Опрос на практическом занятии, редактирование текстов. |
15 |
Раздел 15. Учение о речевых жанрах. |
Тема 1. Жанры и коммуникативные роли. Коммуникативные фреймы и речевые сценарии. Приемы оптимизации стилистической и композиционной структуры жанра.
|
Опрос на практическом занятии, творческая работа, редактирование текстов. |
16 |
Раздел 16. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи.
|
Тема 1. Общие и частные цели сообщения и способы их достижения. Сообщение, выражение и воздействие в коммуникативном акте. Фатическая и метаязыковая семантика речи. Тема 2. Речевые тактики. Тактики самопрезентации. Тактики коммуникативного воздействия в редакционно-издательском деле. |
Опрос на практическом занятии, творческая работа |
17 |
Раздел 17. Коммуникативная эффективность речевого произведения и способы ее повышения. |
Тема 1. Фактологическая, оценочная и концептуальная информация: ее носители и способы ее оптимизации. Тема 2. Условия успеха сообщения в языке идеологии, языке официально-деловых отношений, языке науки и языке искусства. Работа редактора над повышением эффективности речевого общения и текста.
|
Опрос на практическом занятии, творческая работа |
- Преподаватель: Векшин Георгий Викторович