Цели освоения дисциплины (модуля) «Практическая и функциональная стилистика русского языка»:

сформировать у обучающегося навыки правильной, точной, уместной, целесообразной и эффективной речи, умение осуществлять максимально успешную коммуникацию на основе сознательного отбора языковых средств с учетом предмета речи, среды общения и речевой ситуации, целей общения, характера говорящего и адресата.

Дисциплина призвана вооружить будущего редактора и издателя речевым инструментарием  решения его базовой профессиональной задачи – быть успешным коммуникативным посредником между автором и читателем – и предназначена для профессиональной подготовки бакалавров по  направлению  «Издательское дело».

Задачи дисциплины:

·        Сформировать у обучающегося понимание  стилистики как учения о критериях, задачах и результатах выбора вербальных средств коммуникации.

·        Дать представление о семантике языка как основном предмете стилистики.

·        Научить дифференцировать стилистические приемы и ошибки на разных уровнях строения речи.

·        Сформировать способность выявлять и контролировать существенные в конкретном контексте элементы значения языковой единицы.

·        Дать полное представление о видах стилистической окраски языковых единиц, научить методам и приемам выявления всех компонентов стилистической окраски и контроля за их использование в контексте. Научить методам и приемам стилистического анализа и стилистической правки текста.

·        Сформировать способность оценивать текст с точки зрения  правильности, ясности и точности, уместности и целесообразности используемых в нем речевых средств. Выработать навыки повышения коммуникативной эффективности текста.

Содержание тем (разделов) дисциплины

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

Форма текущего контроля  успеваемости

1.

Раздел 1. Введение.

 

Тема 1. Стилистика как учение о критериях, задачах и результатах выбора речевых средств коммуникации. Вариативность и варианты речевого поведения как предмет стилистики. Аспекты  и разделы стилистики. Практическая стилистика как стилистика правильности и точности; функциональная стилистика как стилистика  целесообразности и эффективности. Стилистика в ее отношении к смежным дисциплинам: риторике, прагмалингвистике, культуре речи.  Роль лингвистической стилистики в редакционно-издательском деле.

Опрос на практическом занятии

2.

Раздел 2. Единицы всех уровней языка и речевые приемы как объект стилистики.

 

Тема 1. Выбор смыслов и выбор речевых форм (ось синонимии и ось омонимии в стилистике).Семантика как предмет стилистики. Структура значения. Денотация и коннотация. Стилистическая окраска в семантической структуре языковых единиц.

 

 

3

Раздел 3. Стилистические ошибки.

Тема 1. Виды речевых ошибок. Отношение стилистических ошибок к стилистическим приемам(непреднамеренно и преднамеренно неправильное и неожиданное в речи). Речевые прототипы. Стандарт, клише и штамп.

Опрос на практическом занятии, редактирование текстов

4

Раздел 4. Денотативная семантика речевых единиц в свете стилистики.

 

Тема 1 Выбор предмета речи и темы. Денотация в структуре лексического значения: «оттенки» смысла слова и их актуализация в высказывании. Внутренняя форма слова и ее роль в речи.

Тема 2. Стилистический потенциал номинативной семантики односоставных и двусоставных предложений. Предикативность и полупредикативность в организации речи.

Тема 3. Правильность, логичность и точность речевого варианта. Принципы аргументации. Демагогия. Эвфемизмы в речи. Алогизм как ошибка и прием. Семантическая избыточность и недостаточность.

Опрос на практическом занятии, тест, редактирование текстов для радио и телевидения.

5

Раздел 5. Синонимия как основа речевой вариативности.

Тема 1. Нарушение семантической совместимости слов как ошибка и прием. 

Тема 2. Синтаксическая и словообразовательная синонимия. Вариантные формы в русской грамматике. Выражение семантического сходства в структуре однородных членов предложения. Прием градации.

Тема 3. Семантическая противоположность в фокусе стилистики. Выражение семантических оппозиций в строении текста. Прием антитезы.

Опрос на практическом занятии, тест, редактирование текстов.

6

Раздел 6. Полисемия, омонимия и паронимияв свете стилистики.

 

Тема 1. Стилистический потенциал полисемии, омонимии и паронимии в лексике и фразеологии. Слово и лексико-семнтический вариант как объекты стилистики.

Смешение паронимов и парономазия. Повтор и тавтология. Позиционное варьирование речевых средств, инверсия. Каламбур и смежные приемы языковой игры. Омонимия и многозначность в грамматике. Синтаксическая многозначность как ошибка и способы ее устранения. Природа словесного образа.

Опрос на практическом занятии, тест, редактирование текстов.

7

Раздел 7. Стилистическая окраска языковых единиц как  важнейшее средство стилистики.

 

Тема 1. Стилистическая окраска как индикатор коммуникативной среды и типизированной речевой роли говорящего. Виды стилистической окраски языковых единиц и речевых приемов: функционально-стилевая, социально-жанровая, эмоционально-оценочная.

Опрос на практическом занятии, тест, редактирование текстов.

8

Раздел 8. Функционально-стилевая окраскаязыковых единиц и ее разновидности.

 

Тема 1. Универсальные сферы социокультурной коммуникации и универсальные речевые роли.Понятия функционального стиля языка и функционального типа речи. Функциональный стиль языка как  совокупность единиц с однотипной функционально-стилевой окраской. 

Тема 2. Разговорное и книжное в языке и речи. Происхождение и функции обиходно-разговорной, официально-деловой, идеологической, научной, художественной и религиозной окраски единиц языка. Идеологизмы и идеологемы, наукообразие и научность, поэтичное и поэтическое в  речевой коммуникации.

Опрос на практическом занятии, тест, редактирование текстов.

9

Раздел 9. Социально-жанровая окраскаязыковых единиц.

Тема 1. Виды социально-жанровых обертонов речи. Стандарт и субстандарт. Проблема просторечия. Влияние социолектов на литературный язык. Социально-, профессионально-,  территориально-, генетически-, хронологически, гендерно- и жанрово-специфичное в языке и коммуникации. Стилистическая оценка новообразований и заимствований. Табу как проблема стилистики.

Опрос на практическом занятии, редактирование текстов.

10

Раздел 10.

Способы выражения оценки в речи. Эмоционально-оценочная окраска языковых единиц в системе оценочных средств языка.

 

Тема 1 Способы выражения осуждения и одобрения, похвалы и порицания в речи. Выражение почтения и пренебрежения. Оппозиция высокого и низкого как наследие эстетики и стилистики классицизма. Прямая и косвенная оценка

Опрос на практическом занятии, редактирование текстов.

11

Раздел 11. Коннотация как особый вид ассоциативной семантики языка.

 

Тема 1. Понятие коннотации (по Ю.Д.Апресяну). Способы создания коннотативных эффектов в речи. Коннотация как средство оценки. Понятие концепта. Роль коннотации в формировании лингвокультурных концептов и стереотипов речевого поведения..

Опрос на практическом занятии

12

Раздел 12. Принципы выбора стилистических окрасок и их комбинирования в тексте.

 

Тема 1. Семантико-стилистическая однородность и стилистический контраст (конфликт). Значение стилистически нейтрального; стилевой нейтралитет как потенциальное экспрессивное средство.Стилистика разноречия в публицистическом и художественном тексте.

Опрос на практическом занятии

13

Раздел 13. Стилистические приемы русской речи.

 

Тема 1. Понятие экспрессивности. Стилистический потенциал лексики и фразеологии. Тропы, фигуры, операции языкового преобразования и языковой игры. Экспрессивное преобразование фразеологизмов. Метафора и метонимия как способы мышления и инструменты общения; современная теория метафоры. 

Тема 2. Стилистический потенциал синтаксиса. Приемы диалогизации речи. Стилистический потенциал синтаксического присоединения. Прием парцелляции. Стилистические возможности многосоюзия и бессоюзия.

Коммуникативное ожидание и минус-прием. Умолчание и эллипсис.

Тема 3. Приемы периодической речи. Структурный и семантический параллелизм. Композиционные приемы текстообразования.

Опрос на практическом занятии, редактирование текстов.

14

Раздел 14. Коммуникативный потенциал высказывания.

 

Тема 1. Актуальное членение и его варьирование как стилистическое средство 

Тема 2. Дейксис как инструмент коммуникации.

Тема 3.  Пресуппозиция и импликация в системе средств выражения и воздействия. Приемы косвенной коммуникации.

Тема 4. Стилистика нарратива. Точка зрения автора и повествователя в произведении. Стилистика авторской  и неавторской речи.

Опрос на практическом занятии, редактирование текстов.

15

Раздел 15. Учение о  речевых жанрах.

Тема 1.  Жанры и коммуникативные роли. Коммуникативные фреймы и речевые сценарии. Приемы оптимизации стилистической и композиционной структуры жанра.

 

 

Опрос на практическом занятии, творческая работа, редактирование текстов.

16

Раздел 16.  Коммуникативные стратегии  и тактики русской речи.

 

Тема 1.  Общие и частные цели сообщения и способы их достижения. Сообщение, выражение и воздействие в коммуникативном акте. Фатическая и метаязыковая семантика речи.

Тема 2. Речевые тактики. Тактики самопрезентации. Тактики коммуникативного воздействия в редакционно-издательском деле.

Опрос на практическом занятии, творческая работа

17

Раздел 17. Коммуникативная эффективность речевого произведения и способы ее повышения.

Тема 1. Фактологическая, оценочная и концептуальная информация: ее носители и способы ее оптимизации.

Тема 2. Условия успеха сообщения в языке идеологии, языке официально-деловых отношений, языке науки и языке искусства. Работа редактора над повышением эффективности речевого общения и текста.

 

Опрос на практическом занятии, творческая работа