Программа дисциплины

Хронобиология

 АННОТАЦИЯ

Изыскание ресурсов повышения производительности труда, творческой активности человека, представляет одну из важнейших проблем современности. Одним из резервов стимулирования трудовой активности оказалось использование биологических ритмов человека.

Хронобиология - наука, объективно исследующая, на количественной основе, механизмы биологической временной структуры, включая ритмические проявления жизни. Знание ритмологических особенностей человека позволяет не только увеличить производительность его труда, но и максимально сохранить его работоспособность и здоровье.

Цель дисциплины - изучение ритмической структуры психоэмоциональной жизни человека, позволяющей оценивать психофизиологический ресурс человека в человеко-машинной системе и предусматривать возможность корректировать функциональные нарушения его жизнедеятельности для достижения максимальной эффективности в современных видах труда.

Для достижения поставленной цели при изучении дисциплины решаются следующие задачи. Ознакомление с:

  • закономерностями поведения организма человека во времени;
  • влиянием биоритмов на работоспособность;
  • различными типами десинхроноза;
  • хронобиологическими нарушениями в организме человека при перелётах на большие расстояния;
  • изменениями биоритмов в экстремальных условиях;
  • возрастными особенностями хронобиологической адаптации;
  • представлениями о ритмологических нарушениях в микро и макро мире с точки зрения древневосточной философии.

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)

2.1. Основные темы лекций и семинаров

2.1.1. Закономерности поведения организма человека во времени

2.1.1.1. Происхождение биологических ритмов и способы их регуляции.

2.1.1.2. Классификация биологических ритмов.

2.1.1.3. Механизмы формирования и поддержания биологических ритмов

2. 1.1.4. гипотеза эндогенных часов.

2. 1.1.5. Суточные процессы на Земле.

2. 1.1.6. Недельные биоритмы.

2. 1.1.7. Месячные биоритмы

2.1.2. Влияние биоритмов на работоспособность

2.1. 2.1. Происхождение биологических ритмов и способы их регуляции.

2.1. 2.2. Классификация биологических ритмов.

2.1. 2.3. Механизмы формирования и поддержания биологических ритмов

2.1. 2.4. гипотеза эндогенных часов.

2.1. 2.5. Суточные процессы на

2.1. 2.6. Недельные биоритмы.

2.1. 2.7. Месячные биоритмы

2.1.3. Десинхроноз.

2.1.3.1. Индивидуальные различия в чувствительности индивидуума к изменениям внешних задатчиков ритма.

2.1.3.2. Полетная десинхронизация. «Болезнь хронической усталости».

2.1.4. Хронобиологические нарушения при перелётах на большие расстояния

2.1.4.1. Широтные нарушения ритма.

2.1.4.2. Долготные нарушения ритма.

2.1.4.3. Пред- и послеполётная адаптация.

2.1.5. Изменения биоритмов в экстремальных условиях.

2.1.5.1.Теория стресса. Неспецифический стресс.

2.1.5.2. Клинические проявления стресса.

2.1.5.3. Хронобиологическая диагностика и адаптация при космических полётах.

2.1.6. Возрастные особенности хронобиологической адаптации.

2.1.6.1. Большие биологические часы.

2.1.6.2. Возможно ли остановить биологические часы? Ледниковая лихорадка.

2.1.6.3. Статистика продолжительности жизни.

2.1.6.4. Замедление биоритмов - геронтологический признак старения.

2.1.7. Представления о ритмологических нарушениях в микро- и макро

мире с точки зрения древневосточной философии.

2.1.7.1. Иерархическое построение хронобиологических ритмов в традиционной китайской медицине.

2.1.7.2. Постоянная смена инь-ян

2.1.7.3.Суточный ритм активности каналов

2.2. Основные темы практических занятий и лабораторных работ

2.2.1. «Определение собственного хронотипа субъективным методом (Тест Остберга). В соответствии с полученными результатами обосновать режим труда и отдыха с учетом своего хронотипа.»

2.2.2. «Определение собственного хронотипа методом термометрирования. В соответствии с полученными результатами обосновать режим труда и отдыха с учетом своей температурной кривой.»

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (ПРОДВИНУТЫЙ УРОВЕНЬ)

3.1. Темы для самостоятельного изучения

3.1.1.Временная организация живых систем

3.1.1.1. Обзор биологических ритмов живых организмов.

3.1.1.2. Ультрадианный цикл поведения простых животных и млекопитающих.

3.1.1.3. Роль средовых сигналов.

3.1.1.4. Пейсмейкерная активность

3.1.1.5. Ультрадианные ритмы у человека

3.1.2.Поблемы «биологического времени».

3.1.2.1. Индивидуальное восприятие времени.

3.1.2.2. Многомерность времени.

3.1.2.3. Особенности биологических ритмов у человека

3.1.3. Исчисление времени

3.1.3.1. Ритмы Солнца и биосфера.

3.1.3.2. Ритмы жизни и ритмы Вселенной

3.1.3.3. Международная система часовых поясов.

3.2. Домашние задания и лабораторные работы

3.2.1. «Исследование хронобиологических характеристик студенческой группы с целью построения оптимального расписания занятий.»

3.2.2. «Исследование хронобиологических характеристик группы сотрудников на производстве с целью построения оптимальных, точки зрения эргономики, профессиограмм.»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

4.1. Основная литература и интернет-источники

1).Доскин В.А., Лаврентьева Н.А. Ритмы жизни. 2-е изд.,перераб. и доп. –М.:Медицина, 1991. – 176 с., ил. . ( http://books4study.info/text-book3919.html 2009)

2).Руководство по хронобиологии и хрономедицине под редакцией С.И. Рапопорта, В.А. Фролова, Л.Г. Хетагуровой 480 с

3). Алякринский Б.С., Степанова С.И. По закону ритма. – М,: Наука, 1985

4)http://tvkultura.ru/video/show/brand_id/20898/episode_id/249340/video_id/249340

5)https://youtu.be/e9gKFm-rLlA

6) Ежов С.Н. Основные концепции биоритмологии-Вестник ТГЭУ. № 2. 2008. 111-119с

7) Кривощеков С.Г. Профилактика и прогнозирование десинхронозов / С.Г. Кривощеков, В.А. Матюхин, А.Н. Разумов, В.А. Труфакин. – Москва; Новосибирск: Изд-во СО РАМН, 2003. – 56

4.2. Рекомендуемая литература и интернет-источники

Моисеева Н. Время в нас и время вне нас. – Л.: Лениздат, 1991.-156 с. Политиздат, - 286 с

Бирюкович А.А. Суточные ритмы физиологических процессов в организме. – М.: Медицина, 1988. – 290 с.

Агаджанян Н.А. Биологические ритмы. – М. Медицина, 1967. -120 с.

Агаджанян Н.А., Пчелинов А.Ф. Время – ткань жизни. – М.: «Паритет граф», 2001. – 200с

Хаснулин В.И. Космические тайны вашего самочувствия.- Новосибирск, - Наука, 1992. – 112 с

Хаснулин В.И. Наше здоровье и магнитные бури. – М.: Знание,1991

 

7) Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология (физиология развития ребёнка». – М.: Академия, 2002, с. 262

8)Большая Советская Энциклопедия 1970, "Советская Энциклопедия"

9)Ф. Блум, А. Лейзерсон, Л. Хофстедтер "Мозг, разум и поведение" 1988, "Мир"

Под редакцией З.И. Коларовой "1000 советов на здоровье" "Советская Россия", 1971

10) Данн Д.У. Эксперимент со временем. – М.: “Аграф”, 2000. – 224с

11)Трофименко А.П., Артеменко О.Л., Спасков А.Н. Гипотеза многомерного времени в современных физических теориях ... Трофименко А. П. Теория относительности и астрофизическая реальность. Минск: Наука и техника, 1992. – 168с

12)http://timemasters.narod.ru

13)http://timemasters.narod.ru/08.html

14) Баевский Р.М. Временная адаптация человека и некоторые вопросы математической биоритмологии / Р.М. Баевский, Т.Д. Семенова, М.К. Чернышев // Циркадные ритмы человека и животных. Фрунзе: Илим, 1975. С. 206–208

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1. Требования к оборудованию и помещению для занятий

Компьютерный класс с доступом к сети Интернет

Проектор

 

4.2. Требования к программному обеспечению

 

Руководитель образовательной программы

 

Таратонов И.А.

 

 

 

Автор(ы) программы:

 

Городецкая Е.Н.