Данный электронный образовательный ресурс предназначен для изучения дисциплины «Альтернативные и возобновляемые источники энергии».

Альтернативные и возобновляемые источники энергии - это одна из ключевых дисциплин по направлению подготовки 13.03.03 «Энергетическое машиностроение», образовательная программа «Энергоустановки для транспорта и малой энергетики».

Владея знаниями об альтернативных заменителях традиционных топлив, получаемых из возобновляемых источников энергии, можно обеспечить решение проблемы сбережения ресурсов нефтяных топлив, значительно расширить сырьевую базу для получения моторных топлив, облегчить решение вопросов энергоснабжения.

Во многих странах мира наблюдается повышение интереса к возобновляемым источникам энергии. Возобновляемый энергетический ресурс - постоянно действующие или периодически возникающие потоки энергии в результате естественных природных процессов.

В ЭОР рассматриваются энергоустановки, работающие на ветровой, солнечной, геотермальной, приливной энергии, энергии рек, для производства тепловой и электрической энергии, кондиционирование воздуха; путы повышения эффективности подобных энергоустановок и их влияние на экологию окружающей среды.

Кинематический расчет поршня для центрального кривошипно-шатунного механизма


   Газовая динамика является одной из основных составляющих более общей науки, которая называется Гидродинамика

Курс предназначен для ознакомления студентов с конструкциями современных энергетических установок малой распределенной энергетики. 

В курсе приведены описания схем и устройств возобновляемых и невозобновляемых источников энергии. Основная часть курса посвящена рассмотрению   конструкций современных микротурбинных энергоустановок и их гибридов. Рассмотрена  компоновка, элементная база, основные показатели и проблемы.


В настоящее время тепловые двигатели преобладают в качестве энергетических установок для транспорта общего пользования, для специального и личного транспорта.

Любой тепловой двигатель предназначен для преобразования теплоты сгорания топлива в полезную работу. Поэтому производители автомобилей ставят задачу увеличения мощности силовых агрегатов при уменьшении весовых и габаритных показателей тепловых двигателей, то есть достижение высоких массовых или габаритных удельных мощностных показателей двигателей. При этом энергетические установки должны отвечать требованиям высокой топливной экономичности и удовлетворять жестким экологическим нормам.

Работы в этом направлении привели к созданию тепловых двигателей, реализующих более сложные термодинамические циклы, чем циклы  дизельных или бензиновых двигателей. Кроме комбинированных двигателей, прочно завоевавших рынок и ставших уже такими обыденными, отыгрывают позиции, например, турбокомпаундные дизели, гибридные силовые установки и др.

Создание нового поколения тепловых двигателей начинается с термодинамического анализа их обратимых циклов.

Он позволяет просто и наглядно определить изменение состояния рабочего тела в отдельных термодинамических процессах цикла, вычислить параметры цикла, провести оптимизацию цикла с целью удовлетворения требуемым рабочим характеристикам, выбора конструкционных материалов для изготовления деталей и т.д.

Знакомство учащихся с термодинамическими основами анализа обратимых циклов тепловых машин проводится на примере цикла со смешанным подводом тепла, реализованном в дизельных двигателях.